О роде Шереметевых в истории Успенской Золотниковской пустыни (часть 2)

герб

Продолжаем серию заметок о роде Шереметевых и о роли представителей этого семейства в истории Успенской Золотниковской пустыни.

Ранее говорилось, что в Преображенском приделе Успенского собора Золотниковской пустыни похоронены четыре представителя рода Шереметевых: Сергей Алексеевич (1721–1769), его сын Михаил Сергеевич (1748–1803) и внук Федор Михайлович (1788–1827) со своей женой Анной Аполлоновной, урожденной Дашковой (1797–1816).

Единственным источником, по которому стало возможно определить, кто был захоронен в усыпальнице в Золотниковской пустыни, является «Русский провинциальный некрополь», составленный В.В. Шереметьевым по инициативе великого князя Николая Михайловича.

Великий князь Николай Михайлович — внук Николая I, сын Михаила Николаевича и Ольги Феодоровны (про происхождению — принцессы и маркграфини Баденской). Вместе с тремя другими представителями рода Романовых он был расстрелян в Петропавловской крепости в 1919 году. Николай Михайлович служил в действующей армии, получил чин генерала от инфантерии, но при этом он занимался русской историей и культурой. Так, он является составителем уникального иллюстрированного каталога «Русские портреты XVIII и XIX столетий», автором фундаментальный исследований по эпохе Александра I. По его инициативе были опубликованы надгробные надписи с различных кладбищ, сначала Москвы и Петербурга, а потом и захоронений, находящихся в провинции. Приводим страницы из «Провинциального некрополя», на которых представлены надгробные надписи на захоронениях графов Шереметевых в Золотниковской пустыни, а также синодик пустыни, опубликованный в этом же издании.

И в некрополе, и в синодике указаны имена, отчества Шереметевых, даты рождения и смерти. Эти даты сверялись с трудами А.П. Барсукова, русского историка и геральдиста, автора книг «Род Шереметевых» и «Родословие Шереметевых». Кроме того, из некрополя узнаем, что граф Сергей Алексеевич и граф Михаил Сергеевич были помещиками села Якимово Суздальского уезда (ныне это село не сохранилось, место, где оно ранее находилось, называется урочище Якимово, оно располагается на территории Тейковского района Ивановской области). О графе Федоре Михайловиче в некрополе сказано, что он был коллежским асессором и кавалером, то есть он находился на государственной службе, получил довольно высокий чин (соответствующий чину майора в армии) и на этом поприще отличился — был награжден орденом.

Все эти сведения ранее можно было прочитать на табличках, которые, согласно некрополю, располагались «в наружной стене Преображенской церкви». Необходимо уточнить, что усыпальница находилась не в церкви Преображения Господня, как можно подумать, а в Преображенском приделе Успенского храма, точнее даже, усыпальница была сооружена не в самом приделе, а была пристроена к его восточной стене. Сами же таблички с надписями, по некоторым сведениям, располагались в нишах в южной стене Успенского храма.

Эти таблички были украшены гербом Шереметевых, который имеет свою поучительную историю и, как азбука, как символ, предает смысл изображаемого.

В части 3 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи читаем описание герба Шереметевых: «Посередине золотого щита в красном поле, окруженном лавровым венцом, изображена золотая корона, то есть герб древних владетелей прусских, и под ней два серебряных креста, означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите видна шапка, служившая в давние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметевых многие находились. Внизу шапки изображены крестообразно копье и меч, на серебряном полумесяце. Щит увенчан дворянским шлемом и короной, поверх которой две серебряные шестиконечные звезды и между ними кумиропоклонный дуб. Щит поддерживают человеколикие львы с золотыми лбами. У льва справа во рту — лавровая ветвь, а в лапе – скипетр. У льва слева во рту — масляничная ветвь, а в лапе — держава, в память их родового владения Пруссией. Внизу девиз: «Deus conservat omnia» — « Все в воле Бога» или « Бог хранит всех»».

В гербовнике приводится и толкование символики герба Шереметевых. Одним из предков родоначальника русских Шереметевых, Андрея Ивановича Кобылы, был прусский король Вейдевуш, вступивший на трон в 305 году. Он не должен был стать верховным правителем, поскольку не был старшим сыном в семье. Но его старший брат отрекся от престола ради того, чтобы стать верховным жрецом. Акт отречения состоялся у идолопоклонного дуба, изображение которого присутствует на гербе Шереметевых. У Вейдевуша было 12 сыновей, между которыми он и разделил свое царство. Спустя 900 лет потомок четвертого сына Вейдевуша, Гланда Камбила Дивонович, потерпел поражение от крестоносцев и перешел со своими сыновьями в Россию, к святому благоверному князю Александру Невскому. Гланда Дивонович принял Святое Крещение, в котором был наречен Иоанном. Сын его Андрей Иванович Камбила (в русской огласовке Кобыла) стал родоначальником нескольких именитых русских родов, в том числе Романовых и Шереметевых. От правнука Андрея Ивановича Андрея Константиновича Шеремета и пошли Шереметевы, которые немало послужили государству Российскому в боярах, знаком чего на гербе является боярская шапка.

Попробуем перевести изображения на гербе в символы и поймем, что Христианство дает единственное логосное и осмысленное объяснение творения и жизни.

В щите находится лавровый венок, олицетворяющий бессмертие и славу. В венке находится российская корона и кресты, говорящие о том, что предки Шереметьевых приняли крещение в христианство.

Под венком расположена боярская шапка, показывающая, что они выходцы из старинного боярского рода. Оружие под шапкой символизирует победу русского воинства над мусульманами, об этом говорит поверженный полумесяц, расположенный под оружием в перевернутом состоянии.

Лев — это один из символов добродетелей, символизирует храбрость. Щитодержатели — львы, символизирующие древность рода и, помимо этого, силу, мощь, но при этом львы показывают великодушие рода. Они в лапах поднимают в верх символы самодержавия — скипетр и державу. Это говорит о приверженности Шереметьевых самодержавию.

Во рту у льва правого видим масляную ветвь. Маслина есть символ благодатной избранности. Например, Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною (Иер.11,16), (Откр.11,3), (Пс.51,10-11). Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью истиной Духа Святого. Так и Шереметевы были щедры и милостивы.

Чтобы дерево могло расти, оно должно укорениться в земле. Точно так же душа должна укорениться в Царстве духовном, небесном, ибо это ее почва, которая ее питает, из которой она растет.

Меч и семя есть символы слова Божьего, причем «семя» означает произнесенные Господом слова, а «меч» — силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: «и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Откр.1:16). И апостол Павел указывает: «возьмите меч духовный, который есть Слово Божье» (Еф.6:17).

Щит означает веру, как сказано в Новом Завете: «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф.6:16). И правда, вера защищает человека в этой жизни сильнее всего остального.

Под щитом расположены перекрещенные пушки и Библия. Тем самым не только подтверждаются боевые заслуги рода в баталиях, но и говорится о том, что эти победы совершались только с помощью Божией.

Пред нашими очами непрестанно находится целая энциклопедия символов, всегда новая и чистая, как только что изданная книга. И предметный указатель этой чудесной Энциклопедии символов — Священное Писание, Откровение Божие — всегда у нас под рукой. Поэтому мы не должны быть прикованы духом к внешнему виду знаков. Необходимо видеть знаки и постигать их смысл духом.

Каков смысл приведенной истории? Таблички на захоронениях утрачены, сами захоронения были уничтожены, храмы святой обители разрушены и поруганы. Но память, благодаря промыслу Божию, не исчезла, сохранилась в книгах, созданных трудами русских историков. И сейчас обитель возрождается, вместе с ней возрождаются и память, и благодарность благодетелям пустыни, которые способствовали ее благоукрашению.

Некрополь Шереметьевых

Некрополь Шереметьевых

Синодик УЗП

Часть 1

1 отзыв на О роде Шереметевых в истории Успенской Золотниковской пустыни (часть 2)

  1. Как интересно , столько новых сведений о роде Шереметевых, оказывается у этого рода прусские корни . А многие ли это знают . Больше сведений о потомках Бориса Петровича , первого русского фельдмаршала.

Добавить комментарий