Слово в неделю о самаряныне

Христос и самарянка

Христос и самарянка

Христос воскресе!

Постараемся осмыслить это событие у колодца Иакова. Речь идет не просто о символической истории, но о конкретном событии, и мы должны молиться этой удивительной женщине. Она поможет нам понять, почему, встретив Христа, невозможно не проповедовать о Нем. 

Как у нее, у каждого из нас своя личная история несчастий, немощей, исканий и поражений. Но эта женщина из Самарии была правдивой, и Христос искал ее, как Он не перестает искать нас. Она поняла, что Он узнал ее и принял ее. И все изменилось в ее жизни. Она была первой проповедницей в Самарии. Почему? Потому что у нее была жажда главной правды, без которой не может жить человек, и она встретила во Христе Источник жизни, просящий у нее пить. 

В книге Деяний сказано, что во время Первого миссионерского путешествия апостола Павла Бог открыл в Антиохии двери веры (Деян. 14, 27). Но эти двери приоткрылись для самарян еще раньше, благодаря этой самарянке. Все началось в сердце этой женщины — жажда которой открылась Тому, Кто жаждет нас. 

Если бы каждый из нас в правде своего сердца, в духе и истине, мог открыть так свою жажду своему Спасителю! Мы думаем, что знаем Его. Но Его всегда надо узнавать. Мы не можем узнавать Его так, как мы воспринимаем идеи. Его можно узнать, только когда Он прикасается к нам. Несчастье многих, и часто наше, в том, что Христос не прикасается к нам, даже если мы много знаем о Нем. Он может прикоснуться к нам, только если мы сознаем в правдивости нашего сердца, что Он жаждет нас. Тот, Кто есть Любовь, жаждет быть любимым нами. Так открывает Он Себя — до смерти на Кресте: «Жажду!» (Ин. 19, 28). Как же нам открыть Ему наше сердце, чтобы начал течь в нем источник воды живой? Прежде всего отметим, что инициатива всегда принадлежит Ему. Оттого что Христос говорит с этой женщиной, она может наконец освободиться от власти зла. Христос — Слово Живое нашего Отца Небесного, но слушаем ли мы Его? Мы — не безграмотные. 

Мы умеем читать, и мы можем читать Слово Божие. Не для того чтобы просто узнать какие-то очень важные истины, но чтобы слушать Христа и иметь возможность заговорить с Ним. Обратиться к Нему с вопросами и услышать, о чем Он спрашивает нас. Тогда в правдивости нашего сердца произойдет то, что произошло с этой женщиной. Это будет не сразу принятие всей истины, скорее, это будет спор. Да, мы спорим, мы защищаемся, мы боимся некоторых вопросов. Но если мы смирим нашу гордыню и сложим оружие, тогда источник, который в глубине нас, начнет течь, ибо Дух Святой трудится над сердцем каждого человека. 

Да будет дано нам исполниться решимости читать Слово Божие, чтобы слушать Христа, Который просит у нас пить. В каждой литургии есть важный момент, когда Господь — Тот, Кто утоляет нашу жажду, давая нам Свое Тело и Свою Кровь, — просит пить. Приближаясь к Чаше, мы должны осознавать, что Христос просит у нас пить, просит отдать себя Ему. 

Наконец, и это не менее важно, нас может коснуться эта жажда, от которой Он умер, чтобы дать нам воду живую. Это произойдет, если по дару Его мы научимся слушать других, в особенности тех, кто, как эта самарянка, еще не знает Христа. Если мы будем внимательны к их подлинной жажде и почувствуем, как они измучились среди зноя сегодняшней жизни, не находя спасительной воды, мы встретим Христа, уставшего от пути, сидящего у колодца (Ин. 4, 6). Тогда нам дано будет узнать благодать Духа Святого, Который делает нас живыми. Он — вода живая, текущая из глубины нашего сердца, из прободенного ребра Самого Христа. 

Тогда мы станем действительно Церковью, Церковью Самарии и Антиохии, Церковью нашей сегодняшней России. Недостаточно никаких внешних знаний, никаких исканий. Пока на уровне нашего сердца мы не будем ранены этой жаждой Христа, не произойдет ничего. Но если каждый день мы будем устремляться к обновлению этой встречи со Христом, тогда Дух Святой откроет двери веры христианам, которые только носят это имя, и многим другим, которые часто ближе к Богу, чем они думают, и, сами не сознавая того, ждут, что у нас будет подлинная жажда к познанию Христа, Который есть «Спаситель мира» (Ин. 4, 42). 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий