Славный род Шереметевых. Часть VI. Славные потомки Михайловичи

%d0%b4-2

Предыдущая

По дороге домой из турецкого плена скончался старший любимый сын Бориса Петровича Шереметева, Михаил. Тяжелые условия пребывания в крепости, нервное перенапряжение подорвали силы этого отважного человека. Смерть его стала сильным потрясением для старого графа. Он потерял не только родного человека, он потерял и наследника, каковым и воспитывал сына. Михаил для боярина был даже больше, чем сын и наследник, он был его боевым соратником, верным, надежным, отважным помощником в трудном военном деле.

У Бориса Петровича от нового брака родился еще один сын, Петр, но ему суждено будет расти без отца, которого он, возможно, даже не помнил, так как почти не видел. А когда Петру было 6 лет, отец умер. Поэтому без преувеличения мы можем представить, насколько дорог был Борису Петровичу его сын Михаил, выросший и возмужавший на его глазах, подаривший ему внуков, и как тяжело отец переживал его гибель.

У Михаила Борисовича остались жена и дети, но по указу царя о единонаследии все состояние графа перешло его младшему сыну Петру, который был к тому моменту еще очень мал, тогда как внуку Алексею Михайловичу исполнилось 20 лет. Это обстоятельство наложило отпечаток на отношения родственников между собой, создало серьезные трудности для жизни старших потомков Бориса Петровича, а также способствовало нелегким, порой драматическим событиям по поводу несправедливого положения вещей, касающихся наследства.

У Михаила Борисовича было четверо детей: сын Алексей и три дочери – Марфа, Екатерина и Александра. Алексей уже был женат на Марии Андреевне Нарышкиной. Как дед и отец, он был военным и дослужился до звания полковника. Его доход и состояние были не сопоставимы с тем богатством, каким обладал его дядя-малыш, младший брат отца. На правах внука своего прославленного деда Алексей Михайлович с семьей жил в Санкт-Петербурге, в его огромном доме, вместе с другими многочисленными родичами: тетками, сестрами, племянниками. Господь определил ему, как и его отцу, небольшой срок пребывания на земле, и в возрасте 40 лет он умер, оставив жене и сыновьям только долги.

Судьба дочерей Михаила была благополучнее. Марфа Михайловна стала княгиней Долгоруковой, однако рано овдовела и поселилась вместе с сыном у брата, в его доме. А жили они на те деньги, которые им ежегодно выделялись из наследства, перешедшего их дяде, Петру Борисовичу. Екатерина Михайловна вышла замуж за генерал-майора Михаила Салтыкова; первое время она тоже жила в доме деда, но потом перебралась в один из московских дворов брата Алексея. Третья дочь, Александра Михайловна, вышла замуж за Федора Апраксина, тоже военного.

Когда Петр Борисович вырос, отношения его со сводными родственниками оставались сложными, несмотря на то что он старался быть с ними добрым и всячески их поддерживать. Граф помогал им материально, выделяя ежегодно каждому пенсию в размере 600 рублей и оплачивая их обучение в размере 400 рублей в год на каждого из последующих потомков.

Но уделом семьи Михайловичей по воле Божией стала бедность и материальная зависимость от богатого родственника. Из-за несправедливого распределения наследства у графа Петра Борисовича, а потом и у его сына Николая Петровича были тяжелые, даже враждебные отношения с князьями Долгоруковыми. Со временем уладились только взаимоотношения с Салтыковыми и Урусовыми. А вот с Сергеем Алексеевичем и его сыновьями отношения складывались драматично.

Под влиянием своей матери, Марии Андреевны Нарышкиной, которая никак не могла смириться с существующим положением вещей, Сергей предъявил претензии на часть имений своего прадеда. Борьбу за наследство продолжили его сыновья, Михаил и Алексей, названные в честь деда и отца. Все они в силу жизненных обстоятельств не могли расплатиться со своими многочисленными долгами, которые оставил им дед Алексей Михайлович. Они объявили свои требования на пензенское село Дмитриевское Тютняр и дошли в своей борьбе за наследство до Сената. В документах того времени этот спор получил название «Дело претендетелей». Но Михайловичи проиграли. Сенат встал на сторону богатых Петровичей, отказав обедневшим братьям. Теперь им пришлось до конца дней довольствоваться пенсией, которую ежегодно выделял их могущественный и богатейший родственник .

Недовольство и обиду потомков Михаила можно понять, если сравнить те огромные средства, которые Петр Борисович и Николай Петрович тратили на театры и развлечения, и те суммы, которые они выплачивали из огромного состояния Михайловичам в качестве компенсации за неподеленное наследство, которых едва хватало на жизнь и которых было недостаточно, чтобы покрыть долги.

Но, тем не менее, дети, внуки и правнуки Михаила Борисовича достойно прожили свою жизнь, связав ее с маленьким монастырем под названием Золотниковская пустынь в глуши Суздальского уезда, где еще в 1663 г. жил и молился монах с именем Митрофан, будущий святитель епископ Воронежский и Азовский, снискавший глубокое уважение царя Петра I. Свт. Митрофана хорошо знал Борис Шереметев, их прославленный предок.

Имена Михаила Борисовича и всех его потомков вписаны в историю этой светлой обители, равно как и память о святом праведном Митрофане.

Далее

Добавить комментарий