Оправдание и спасение каждого из нас является не результатом исполнения некоторых заповедей, но плодом истинной и настоящей связи со Христом. Ради Него можно пойти на любые жертвы. Ради Того, Кого святой гимнограф Его Страстей воспевает: “Распялся еси мене ради, да мне источиши оставление”.
Господи, ты был распят за меня, неблагодарного. За меня, смотрящего на Твои распростертые пречистые руки и не плачущего. За меня, видящего Твое раненное Тело и остающегося равнодушным. За меня, кто смотрит на Твое окровавленное лицо, красотой превосходящее всех смертных, и чье сердце неразумное не обливается кровью. Ты был распят, Господи, чтобы подарить мне оставление, избавление, спасение и наслаждение Твоим Царством и уготованными для меня благами. Я недоумеваю, как можно оставаться беспристрастным, размышляя об этом безграничном снисхождении Твоей любви? Как можно оставаться во грехе, думая о том, как Ты, Богочеловек, был распят, чтобы избавить меня от грехов? Когда звучат в моих ушах слова святого Никодима Святогорца, шепчущего мне: “Если любишь Бога истинно, подумай, прежде чем согрешить”. Я не вспоминаю Тебя, мой распятый Иисус, прежде чем пасть, и не говорю, что лучше умереть, чем преступить Твою заповедь, сладчайший мой Иисус, и предать Твою любовь. Предать Тебя, Кто каждый раз, видя мое падение, посылает Ангелов поднять меня, очистить, исцелить мои раны, которые не успевают зажить, а я снова падаю, “паки и многажды”, и снова вижу Твоих святых Ангелов, воздвигающих меня и успокаивающих боль моего падения. Любовь Твоя, Господи, не всякой ли жертвы достойна?
Я глубоко убежден, что лишь вера в Тебя, мой Христос, может спасти меня, но не формальное исполнение Твоего закона. Вера не как теоретическое согласие с некоторыми истинами, но как доверие и всецелое предание Тебе, ибо Ты есть истина и жизнь (Ин. 14:6). Вера, суть которой выражает боговдохновенный апостол Павел, говоря: “Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал. 2:20). Иными словами, вся моя жизнь должна вращаться вокруг Твоего пречистого лика, имея центром веру в Тебя, живого Сына Божьего, возлюбившего меня и ради меня предавшего Себя смерти. Сподоби меня, Господи, стать охваченным этой живой и глубокой верой, заставившей великого Павла восклицать: “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:19-20). Крестившись покаянием и искренней исповедью, как я желаю сораспяться с Тобой и умереть для мира, живя лишь ради Тебя, мой Христос. Я омылся потоками Твоих пречистых кровей, и очистился, и хочу считаться умершим для мира и таинственно слышать Твой голос, повторяющий: “Если умрешь до смерти, умирая, не умрешь”. Мои стремления и моя борьба направлены на то, чтобы не я более жил, ветхий человек с его страстями и желаниями, но жил Ты внутри меня, мой Христос.
Братья мои, жизнь во Христе таит в себе безмерное величие, ибо она не зиждется на неком этическом пьедестале и не является простым переходом от смерти к жизни. Святым крещением и святым таинством исповеди мы, христиане, переживаем смерть ветхого человека и одновременно воскресение в новую жизнь, которую мы призваны сохранить с помощью нашей борьбы с грехом. Будем же бороться, дабы с помощью Духа Святого претворить в жизнь Божественную волю, дабы жить по примеру Христа, прославляя своими делами его пресвятое имя, и говоря, как апостол Павел: “Не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20).
Любая жертва, приносимая нами, христианами, ничтожно мала в сравнении с жертвой нашего любимого Иисуса. Какой дар, сопоставимый с Его спасительными благодеяниями и безмерной благостью, мы можем принести Ему? Что бы мы ни подарили Ему, это будет незначительно, и станет, скорее не нашим даром, но воздаянием за те многочисленные дары, которыми Он щедро снабдил нас. А потому, всякий раз воздавая Ему что-либо, мы должны со смирением говорить: “Прими это, Господи, хотя это лишь “Твоя от Твоих”. Но величайшим и самым богоугодным даром, даром нашим личным, происходящим не из безграничного Божественного благоутробия, но от нашего малодушия и нерадивости, являются наши грехи. Их просит у нас Господь, дабы мы принесли их Ему и Он их человеколюбиво очистил. Именно их попросил воплотившийся Господь в день Своего Рождества у вифлеемского аскета святого Иеронима, говоря: “Иероним, Мне нужны твои грехи. Дай мне свои грехи, дабы Я простил их, ибо за этим Я и пришел в мир!”