Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Исцеление согбенной женщины

Сегодняшнее Евангелие — о чуде исцеления согбенной женщины. Мы на пути к Рождеству нашего Господа по плоти. Поистине Он пришел, и Он без конца приходит в наш мир, чтобы восставить нас. Мы исповедуем это в нашем Символе веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес». Но понимаем ли мы, как, сойдя с небес, Господь восставляет нас? Исцеление этой согбенной женщины — пророческое. Оно возвещает то, что Спаситель совершает ныне для нас.

Эта женщина — образ нашего человечества. Можно, например, даже уподобить эти восемнадцать лет, в течение которых эта женщина была скорчена, как сказано в Евангелии, семидесяти годам безбожного коммунистического пленения нашего народа. Или двадцати годам его еще большего унижения после так называемой перестройки. Мы достигли этой скорченности, и самая страшная скорченность может быть та, которая не видна. Христос приходит, как мы поем в различных тропарях, чтобы восставить наш «падший образ, истлевший страстьми». Поистине, Он хочет восстановить чудо, которое являет каждая человеческая личность, созданная по образу Божию. Бог послал к нам Своего Возлюбленного Сына Единородного, чтобы все чада Его, согнутые под тяжестью своих грехов, могли выпрямиться и встать с открытым лицом пред Богом.

Бог склоняется в Своем сострадании к нам, и мы можем видеть Его приобщение нашим бедам в уничижении Воплощенного Сына Божия, сходящего до глубин нашей смерти. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил. 2, 7—9). Христос соединяется с нами. Он отдает Себя нам, изливая на нас Своего Святого Духа. Как только мы начинаем склоняться к земле в унынии, это должно быть для нас сигналом тревоги. Когда у нас нет больше ни радости, ни благодати, это значит, что мы забыли о нашем Спасителе и о Духе любви и истины, Которым мы запечатлены во всем нашем существе. Чтобы распрямиться, мы должны отвергнуться себя и довериться Господу без страха. Мы должны предаться Ему, дать Ему действовать в нас. Мы должны сильно желать нашего спасения. Спаситель приходит к нам, поспешим к Нему. Речь не идет о том, чтобы ждать Его, вспоминая время от времени, что Христос пришел, и должен снова придти. Нет, это ожидание должно быть противостоянием нашей согбенности, нашей расслабленности. Это может совершиться только в вере, в совершенной уверенности в Его любви и силе.

Христос любит нас и всегда первым ищет нас. Он спасает нас каждое мгновение, если мы направляем свою волю согласно воле Божией. В той мере, в какой мы живем так, мы восстаем, распрямляемся. Мы становимся прямыми, живыми, не замкнутыми на себе, но обращенными открытым лицом к Богу и к нашим братьям и сестрам. Так мы становимся Церковью. Церковь тоже может быть этой согбенной женщиной, она тоже может нуждаться в исцелении. Не напрасно же святые говорят, что вся Церковь есть Церковь погибающих и Церковь кающихся. И в самом главном смысле мы — Церковь только в той мере, в какой мы принимаем Господа. Потому теперь мы призваны снова склониться — уже не нашей согбенностью, но любовью Божией, живущей в нас, — к несчастью тех, кто не знает своего Спасителя. Христос воскрес, и мы можем без конца воскресать от наших скорбей и болезней, пока не достигнем полноты Его Воскресения. В этом — чудо нашего исцеления и всех тех, с кем мы живем, и к кому Господь посылает нас, чтобы они подняли голову, ибо избавление их приближается. Господь грядет, «маранафа»! «Христос раждается, славите!»

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий