Слово в праздник Всех святых

Неделя Всех святых. Икона. Русь. XVI век

Неделя Всех святых. Икона. Русь. XVI век

Всякий раз, когда мы собираемся в храме на литургии, мы становимся святой Церковью. Так происходит всегда, а сегодня — особенно, потому что мы участвуем в чудесном событии, которым завершается Пятидесятница. Это явление нового человечества, исполненного силой жизни, которая есть Дух Святой. Это праздник всех святых, это наш праздник.

Мы живем в бесчеловечном мире, обесчеловечивающем нас, и мы призываемся к свидетельству, что человеком можно стать только приобщаясь Богу. Ради этого Возлюбленный Сын Божий стал человеком, воспринял наше человеческое естество, освободил его от смерти. Чтобы мы становились в Нем сынами Божиими, обожились в Нем. В этом наше исцеление, наше здравие и спасение, наша святость. Быть святым значит жить Духом Святым — нашим дыханием, нашей жизнью.

Стать святым значит просто научиться любить, ибо наш Бог есть любовь, и это проявляется во всем. Не издали следуя за Ним, а узнавая, что Он — в нас. Не внешний только закон исполняя — таковы все другие религии, которые ничего не изменяют по существу в человеке. Наш Бог Живой, когда мы приобщаемся Ему, присутствует в нас. Мы — новые существа. Раз и навсегда мы крестились, погрузились в жизнь Пресвятой Троицы, и эта жизнь действует в нас. Дух Святой — источник, из которого реки воды живой струятся в любящих Господа.

Может быть, это все слишком прекрасно, слишком высоко? А практически с чего мы должны начать? Ибо путь святых это восхождение от силы в силу или, как говорят святые отцы, от начала к началу. Вопрос один: как начать становиться святым? Самое чудесное в этом — то, что начинает всегда Бог. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас — такими, какие мы есть, и такими, какими мы будем в Нем. Речь идет о том, чтобы узнавать без конца и возвещать, как говорит псалом, без конца его чудеса. Все Его чудеса содержатся во Христе Иисусе. Вот почему издревле монахи и все однажды уязвившиеся любовью Христовой молятся молитвой Иисусовой, без конца повторяя Его имя, которое заключает в себе всю любовь, дарованную Богом нам. Вот откуда все начинается.

Через покаяние научаются смирению, то есть исполняются доверия Отцу Небесному, потому что во Христе Иисусе нам все дано. Мы — в Нем. Это доверие благости Отца Небесного не просто раз и навсегда приобретенное свойство. Необходимо снова и снова утверждаться в нем, сто раз в течение каждого дня предавать в Его волю все — свои скорби, свои испытания, свои без конца повторяющиеся грехи и прежде всего свою волю, свое глубокое сердце.

Если мы исполняемся решимости жить так, Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Те, кого коснулась однажды благодать Христовой любви, должны хранить верность ей. Когда любят кого-то, стараются всегда делать угодное ему. А что угодно Отцу нашему? Чтобы мы любили других, как Он любит их. В противном случае, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, мы будем лицемерами. Мы говорим Богу, что любим Его, а сами не любим — тех, кого Он любит, и так, как Он любит.

Разумеется, жизнь будет убеждать нас в том, что существуют тысячи препятствий на этом нашем пути. Что это за препятствия? Они всегда сводятся к одному — к «я», как единственной цели наших устремлений. Важнее всего — моя ограниченная воля, мой ограниченный суд, стремление оправдать себя, всегда остаться правым. Всю радость и все горечи, что более тонко, нести одному самому. Об этом, о необходимости самоотвержения говорит Евангелие. Дело, в конце концов, не в том, чтобы мы отвергались того или иного — для чистого все чисто. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет», — говорит Господь. Мы должны отвергаться того, что в нас криво, того, что мешает любви Святой Троицы действовать в нас и в нашей жизни, мы должны отвергаться нашего «я», в котором заключена смерть. И если мы уязвлены любовью Отчей, если в доверии к Богу ищем то, что угодно Ему — любить других, — мы обретаем силу оттеснить наше «я», преодолеть его, и в этот момент, как говорит апостол Павел, «уже не я живу, но живет во мне Христос».

Но как обрести благоволение Отца, где взять силу оттеснить себя, преодолеть себя? Мы возвращаемся к исходному пункту, к началу. Если есть в нас покаяние, сокрушение сердечное, Дух Святой дает нам способность любить, искать угодное Богу, Отцу Небесному — то есть любить других, как Он любит их, и оттеснять себя, и возвращать нас к новому началу. Это восхождение бесконечно. Мы, наша жизнь, — бесконечный дар Бога.

В отличие от наших естественных способностей, которые с каждым мгновением увядают, чудо святости — совершенно иное. Оно иное, чем любое достигнутое нами совершенство. В нем действует Дух Святой, преображающий нас, приобщающий нас Христовой любви. Все может стать в нас любовью, даже наши грехи, когда через них углубляется наше покаяние и упование на Господа, даже наши скорби, какими бы они ни были. Даже наша смерть. Смысл нашей веры — в том, чтобы предавать себя до конца Господу и через это давать новую жизнь, радость и надежду другим.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий