Святитель Митрофан Воронежский, Петр I и Золотниковская пустынь

Доклад настоятеля Успенской Золотниковской пустыни, руководителя издательского отдела Шуйской епархии, игумена Лазаря на региональном этапе XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», который прошел 24 ноября 2021 года в г. Шуя на базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета.

Уважаемые участники Рождественских чтений!

В истории Золотниковской пустыни оставил свой след славный подвижник благочестия святитель Митрофан, епископ Воронежский.

Именно здесь, в Свято-Успенской Золотниковской обители, он был пострижен в монашеский чин в 1663 г. и получил имя Митрофан, в честь свт. Митрофана, Патриарха Константинопольского. Известно, что пострижение в мантию состоялось 17 июня (4 июня по ст.ст.). Видимо, обитель Успения Пресвятой Богородицы привлекла недавно овдовевшего священника Михаила, будущего Митрофана Воронежского, возможностью тихого молитвенного уединения.

Здесь своим глубоким смирением, подвигами благочестия и братолюбием святитель Митрофан снискал любовь братии, избравшей его на игуменство. В стенах этого монастыря он желал бы и упокоиться, но исполнить обеты «о безысходном пребывании на месте пострижения» не пришлось: его труды и усердие, благочестие и мудрая распорядительность были необходимы в других местах.

Рожденный 6 ноября 1623 г. в селе Антилохово Владимирской губернии в семье священника, половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском, недалеко от города Шуи. Овдовев и отрекшись от мира, он уходит сначала в Николо-Шартомский монастырь, а через три года пустынножительства в Золотниковской пустыни становится настоятелем Космо-Яхромского монастыря (в селе Небылое Владимирской губернии). Почти десять лет игумен Митрофан верой и правдой трудился, укрепляя состояние монастыря. На месте обветшавшего деревянного храма был построен каменный во имя Спаса Нерукотворенного Образа, обновлена церковная утварь; монастырь стал процветающим духовным центром.

В 1675 г. патриарх Иоаким поручил святому Митрофану управление более обширной и известной обителью – Троицким Макариево-Унженским монастырем. Покровительство Дома Романовых давало повод называть этот монастырь «лаврой преподобного Макария». Попечением нового игумена всего за три года был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней (в 1680 г.). Высоко ценя благочестие и мудрую распорядительность игумена Митрофана, патриарх поручал ему особо важные дела, в частности, заведовать Унженской десятиной, объединявшей 94 приходские церкви. Сам царь относился к подвижнику с глубоким уважением.

2 апреля 1682 г. собором архипастырей во главе с патриархом Иоакимом святой Митрофан был посвящен в сан епископа с утверждением на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия была выделена из обширной Рязанской на основании решения Московского Собора 1681–1682 гг. в целях противодействия усиливавшемуся расколу старообрядцев. 1682 год, когда прибыл в Москву святитель Митрофан, стал для России годом утраты благочестивого самодержца и началом периода смут и потрясений. Новопоставленный святитель Воронежский оказался в горниле событий.

Он участвовал в торжестве венчания на царство наследников почившего монарха, царевичей Петра и Иоанна. По Промыслу Божию, в предуказание будущей близости к царю, святителю Митрофану выпало поднести царский венец десятилетнему Петру I. В Москве святитель стал свидетелем больших волнений, связанных с вступлением отрока Петра I на престол и стрелецкого бунта. Большое впечатление произвел на него диспут о вере со старообрядцами в Грановитой палате. До конца своих дней свт. Митрофан ревностно заботился о благоустроении не только церкви, но и государства.

Воронежский край требовал от пастыря трудов немалых. Он отличался очень сложным составом населения (невольные переселенцы, беглые крестьяне, инвалиды и семьи, оставшиеся без кормильцев); помимо раскольников здесь было много язычников. На обширной территории Придонья находилось всего 182 храма, не хватало грамотных священников. Немногочисленные монастыри, отягченные хозяйственными заботами, обмирщались. Порядка не было нигде. В одном из писем новый архиерей Воронежский сетовал: «У нас место украинское (окраинное) и всякого чину люди обвыкли жить не подвластно, по своей воле».

Живя сам первое время на постоялом дворе, владыка Митрофан начал строительство нового кафедрального собора. Заложенный им каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен в 1692 г. Всего за время его управления Воронежской епархией число храмов увеличилось до 239; были основаны два монастыря. Владыка призывал священников служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью. Сам он был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных, постоянно заботился о благоустроении семейной жизни своих прихожан. Архиерейский дом при нем был пристанищем обездоленных и униженных. Умиравших на чужбине безвестных тружеников святитель погребал на свои средства, неустанно молился за тех, кто скончался «без покаяния и без причастия».

В это время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Петр I. Создание российского флота происходило при активной помощи Церкви. В протоках Воронежа шло быстрое строительство более 1,5 тыс. стругов, лодок и плотов, шла заготовка всего необходимого для флота. Крепости Воронеж, Козлов и Тамбов тогда входили в единую оборонительную линию – Белгородскую засечную черту, которую поспешно укрепляли. На мелководьях углубляли русла рек для прохода судов к Азову.

Царь Петр готовился к войне с магометанским царством и для осады Азова строил на воронежской верфи корабли разных размеров.

Святитель Божий Митрофан старался помогать царю и молитвой, и словом увещевания. Он объяснял при каждом случае, как благодатны намерения государства для Церкви и Отечества, столько лет страждущих от дикого магометанства. Когда строение кораблей, вопреки стараниям царя, встретило затруднение в связи с недостатком денег, святитель поспешил отвратить это препятствие. Собрав все деньги, какие у него были на кафедре, он принес их государю и сказал: «Всякий сын Отечества должен из своего достатка помогать нужде государственной, прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их против неверных». (Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. М., 1991, с. 640–641).

А.В. Карташов в «Очерках по истории Русской Православной Церкви» писал: «Святой Митрофан Воронежский, помимо своей личной святости, возбудил особые симпатии Петра, когда последний строил флот, при благословениях святого Воронежского пастыря, который рассматривал борьбу с турками как священную борьбу Креста с полумесяцем. Святитель не компромиссничал, а принимал царское дело по-своему, по-исконному, теократически, как “дело святое, исконно православное”».

Интересно, что и биографии некоторых монахов находящейся вдали от моря Золотниковской пустыни тоже связаны с российским флотом. Так, иеромонах Венедикт (Василий Простосердов), служивший некоторое время в Золотниковской пустыни, с 15 октября 1902 г. окормлял крейсер «Богатырь» в Тихоокеанской эскадре. В 1903 г. за свое служение он был награжден наперсным крестом, а 14 апреля 1906 г. – орденом Святой Анны III степени. 8 августа 1906 г. как опытный корабельный священник иеромонах Венедикт был вызван вторично на крейсер первого ранга «Память Азова». В 1908 г. он подал заявление о зачислении его в состав Иерусалимской духовной миссии, но, видимо, мечта оказаться на Святой Земле не осуществилась. После небольшого перерыва, во время которого иеромонах Венедикт посетил и Золотниковскую обитель, в начале Первой мировой войны он снова отправился на флот. Дальнейший путь его неизвестен.

Служение Отечеству было одним из главных приоритетов жизни свт. Митрофана. Не случайно и сейчас защитники Отечества обращаются к нему за помощью и поддержкой.

Петр I видел в свт. Митрофане своего искреннего сподвижника и настоящего духовного пастыря, в котором он очень нуждался. Привыкший подчинять все и вся своей могучей воле, Петр воспринимал мнение и советы владыки как слова праведника. Известен случай, когда Митрофан Воронежский отказался идти к Петру I во дворец, который был украшен языческими статуями, и на угрозу царя предать ослушника смерти ответил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить болваны языческие и тем соблазнять простые сердца». Он искренне был готов принять смерть, но не отступить от истины – и повелел звонить в соборный колокол к началу заупокойного богослужения. Узнав об этом, Петр приказал убрать с фасада дворца языческие изваяния…

За усердные и безупречные труды во славу Отечества свт. Митрофан был пожалован двумя государственными грамотами, а после взятия Азова царь повелел именовать епископа Воронежским и Азовским.

Пророческими стали слова, которыми святитель благословил Петра на будущие победы, на основание Петербурга и возведение в нем Казанского собора: «Возьми Казанскую икону Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу, великий город в честь святого Петра. Пока будет сей святой образ Пречистой Девы на берегах Невы, благодать Божия и Покров Богородицы не покинут стольный град».

Достигнув 80-летнего возраста, Митрофан Воронежский тяжело заболел и принял монашескую схиму с именем Макария в честь преподобного Макария Унженского. Характерно, что святитель завещал хоронить его не в архиерейских одеждах, а в схимонашеском одеянии. Отошел он ко Господу 23 ноября 1703 г. и был погребен в Благовещенском соборе в Воронеже. В погребении участвовал сам Петр I, который сказал, обратившись к свите: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами». Государь первым взялся за гроб и нес его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. Когда опускали гроб в землю, Петр произнес: «Не осталось у меня такого святого старца».

Всевышнему было угодно прославить святителя Митрофана нетлением его мощей. Дважды во время переделок в воронежских храмах гроб святого архипастыря переносили с места на место – и оба раза присутствовавшие были изумлены, увидев, что тело его почивает во гробе, словно живое. Наконец, к 1832 году для всех стала очевидна Небесная слава первого Воронежского архипастыря – и настало время церковного его прославления.

Перед самым открытием честных мощей святителя совершилось новое чудо. Собираясь на торжества прославления своего великого предшественника, архиепископ Воронежский Антоний приготовил для облачения его тела роскошные архиерейские ризы. Внезапно он почувствовал слабость во всем теле, так что вынужден был сесть. Затем архиепископ услышал тихие, неведомо от кого исходящие слова: «Не нарушай моего завещания». Не сразу поняв смысл знамения, архиепископ Антоний с трудом поднялся и открыл хранилище, где лежали различные одеяния. И тут ему бросилась в глаза схима, незадолго до этого врученная ему неведомой монахиней с предвещанием, что одежда эта вскоре пригодится. Тогда-то архиепископ вспомнил, что святитель Митрофан завещал похоронить его в святой схиме. Взойдя на высоту смирения, святой Митрофан и за гробом пожелал сохранить облик смиренного схимника. Завещание его не было нарушено: честные мощи святого подвижника покоятся в монашеском облачении.

Пройдя по жизни царским смиренным путем, святитель Митрофан как бы зримо являет нам одну из основополагающих истин, заповеданных святыми отцами: «Самое главное в богословии и в духовной жизни – чувство равновесия». Это есть дар рассудительности, обретаемый смирением. Вспоминаются слова из его духовного завещания: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злаго – спасен будешь». Такова заповедь святых отцов: живи так, как если бы тебе предстояло прожить на земле тысячу лет, подобно первым детям Адама, и в то же время так, как если бы завтра ты должен был умереть.

Протоиерей Александр Шаргунов в своём слове на празднике обретения мощей свт. Митрофана вопрошает: «Какой урок преподает нам Господь через жизнь и смерть свт. Митрофана? Свет Христов открывается нам необязательно сразу в Фаворской славе, но прежде всего в смиренном несении креста, данного Господом, в пасхальном свете, сокровенно присутствующем среди наших каждодневных трудов и скорбей».

Митрополит Омский Владимир (Иким) отметил, что святитель Митрофан Воронежский учит нас мерности – мудрой умеренности в словах, делах и поступках, терпеливому и терпимому, любовному отношению к людям. Угодник Божий призывает нас видеть в каждом человеке его лучшие черты, на каждого смотреть с любовью христианской, ведь в каждой душе сокрыт святой образ Божий и за всех излил на Кресте Пречистую Кровь наш Спаситель.

Но учит нас святой Воронежский старец и тому, что есть предел христианской терпимости: для душевного спасения необходимо бегать злаго, а порой и противостать злу мужественным обличением. Святитель Митрофан не устрашился исповедать чистую веру свою и обличить страшного во гневе царя – так и мы должны безбоязненно в любых обстоятельствах исповедовать свою веру во Христа Господа, называть грех – грехом, ложь – ложью, мерзость – мерзостью, каково бы ни было на этот счет общественное мнение.

Во все дни хранил святитель Митрофан память смертную и был готов дать ответ Всевышнему за земные дела свои, потому кончина его была блаженной, душа его вселилась в Царство Божие, и даже тело просияло нетлением. И нам надлежит постоянно помнить, что в этом мире нам отмерен лишь краткий испытательный срок, что все наши земные удовольствия и имущества обратятся в ничто, что неминуемая смерть может настигнуть нас в любой миг – и вековечное горе нам, если мы окажемся беззаконниками, и вечное счастье тем, кто провел земную жизнь в благочестии.

В наше время духовных смут и липких соблазнов нам особенно необходимы примеры жития таких угодников Божиих, как святитель Митрофан Воронежский, сквозь смуту своего века пронесший незапятнанной смиренную свою душу.

И показательно, что именно строительством храма свт. Митрофана, по молитвам святителя, с благословения старца Наума, духовника Троице-Сергиевой лавры, попечением наместника Свято-Николо-Шартомского монастыря, ныне митрополита Астраханского Никона началось возрождение Золотниковской пустыни после советского периода разорения. При игумене Иларионе, ныне епископе Кинешемском и с благословения митрополита Иваново-Вознесенского Иосифа, в ноябре 2008 г. в пустыни был заложен храм свт. Митрофана. В день Святого Христова Воскресения 4 апреля 2010 г. в нём совершилась первая Божественная Литургия. Через три года, 14 ноября 2013 г. Золотниковскую обитель посетили управляющий Воронежской митрополией митрополит Сергий и викарий епископ Острогожский Андрей. Они передали храму пустыни частицу святых мощей свт. Митрофана, которая находится сейчас в мощевике ростовой иконы святителя и является одной из важнейших реликвий обители. Пустынь продолжает возрождаться вниманием и попечением, управляющей Шуйской епархией епископом Матфеем.

Мы верим, что дальнейшее возрождение Золотниковской пустыни (обретение списка Иерусалимской Божией Матери из Копенгагена, восстановление Успенского собора, закладка и строительство часовни Живоначальной Троицы, воздвижение поклонного Креста) – всё это совершается святою помощью угодников Божиих, святителя Митрофана, во имя Господа нашего Иисуса Христа и Покрова Пресвятой Богородицы.

Благодарю за внимание!

Источник: официальный сайт Шуйской епархии

Добавить комментарий