Слово на праздник Покрова Божией Матери

Праздник Покрова Божией Матери — один из любимейших праздников русского православного народа. Это воспоминание о событии, которое было в начале X века в далекой Византии. Тогда во Влахернской церкви во время всенощного бдения при огромном стечении народа, при служении патриарха, епископов, сонма священников, блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел Божию Матерь, входящую в храм в окружении святых ангелов, множества святых во главе с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, которые поддерживали Ее под руки.

И, обливаясь слезами, Она коленопреклоненно молилась за предстоящих в храме — сначала на амвоне, потом в алтаре у престола. И, наконец, сняв с головы Своей омофор, простерла его над молящимися. В течение долгого времени, пока длилось богослужение, был виден этот сияющий благодатный свет в храме.

Свет этот остается всегда. Когда совершается богослужение, в нем участвуют не только священнослужители, певчие и молящиеся: святые, Божия Матерь, Сам Господь присутствует за каждым нашим богослужением. Великим постом мы поем: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат», и это происходит реально, потому «страшно место сие» (Быт. 28, 17).

Как мы входим в храм, как молимся в нем, кому открывается благодать Божия? Только ли блаженному Андрею, Христа ради юродивому, его ученику Епифанию, преподобному Сергию, преподобному Серафиму — святым, которые знали этот непостижимый дар, всегда предлагаемый нам в Церкви, потому что они были чистые сердцем, и им дано было видеть невидимое? Нет, это происходит не только с великими святыми. Я помню рассказ одной очень старой женщины лет сорок назад. Простая бабушка, она отличалась рассудительностью и необыкновенной скромностью. Во время болезни, после соборования, она рассказала мне случай из своей жизни. Это произошло за богослужением родительской субботы. Когда она со слезами молилась об умершем супруге, то внезапно увидела, что он стоит рядом с ней на коленях и молится. И тут же, говорит она, стояли преподобный Сергий Радонежский и святитель Московский Петр — святой, в честь которого был назван ее муж. Это было простое безыскусное свидетельство. «Не может быть, — можно было подумать, — откуда такой дар простому человеку?» Их присутствие продолжалось, по ее словам, в течение минут семи. Она как бы даже не удивилась этому видению, воспринимая его как то, что естественно входит в ткань богослужения, и продолжала молиться вместе с ними.

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов, и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для своей самости, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова — когда человек должен умереть. Неслучайно икона Покрова часто изображается над панихидными столиками — там, где открывается невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремится душа.

Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий — в том числе и своего ума. Стал безумным Христа ради, чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепотою, обрести подлинное видение вещей. В последние времена единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру, говорят святые отцы, будут страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — многими скорбями.

Почему история Церкви в Апокалипсисе начинается с гонений на Церковь и кончается ими? Сколько морей крови пролилось, и неужели еще предстоят гонения? Столкновение между миром и Христом — сущность всего, что совершается в мире, и рано или поздно оно достигает своего предела. Всегда в мире, лежащем во зле, и особенно во времена беззакония, подлинные христиане — совесть, которая не дает жить спокойно и которую надо заглушить, как угодно. А декоративное христианство мир будет всячески превозносить. Во времена антихриста гонения могут стать последним знаком истинности христианства. Мир со своей стороны постарается сделать все, чтобы опорочить в глазах всех подлинную веру христианскую. Может наступить эпоха, уже наступила, когда мы увидим Церковь, в которой явлена красота и величие всех времен и народов, не имеющею «ни вида, ни доброты», — все яркое и зрелищное перейдет в лагерь зверя. И от мучеников потребуется, как сказал один епископ-исповедник, прежде чем телесно умереть за Христа, отказаться, к радости властей предержащих, исповедать перед лицом мира своего Спасителя, чтобы не предавать Его Святейшее Имя бесчестию и поруганию. Не таким ли было молчание Самого Христа перед судом Пилата? «Ты безумствуешь, — скажет христианину окружающий его мир, — потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть, как все».

Мы не знаем, когда это произойдет: «Не ваше дело, — говорит Господь, —  знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Но развитие зла в событиях нашего времени убеждает нас в том, что самое страшное уже началось. Агрессивность и конформизм — две постоянных, все более возрастающих опасности для христиан всех времен. Соблазн раствориться в мире, следуя его ценностям, и искушение ненависти к людям, отвергающим истину. Где взять силы воздавать добром за зло, служить людям, даже если государство восстановит против христиан всех людей? «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Христос. Как благословлять жизнь и делать ее на самом деле благословенной во времена проклятия и распада, как стать христианам теми праведниками, которых недоставало в Содоме? Но свет Христов, исходящий от Покрова Божией Матери, просвещает всех. Только верность Христу и только единство с теми, кто жизнью и смертью своею исполнил Евангелие, с теми, кто облобызал смерть за Христа и оплевал жизнь без Христа, какой бы привлекательной она ни казалась. Только светоносный Покров Божией Матери и нелицемерная молитвенная связь со всеми нашими святыми, и в особенностис исповедниками и мучениками, с такими же, как мы, грешными людьми, которые стали святыми, — только это может спасти нас.

Покров Божией Матери освещает весь крестный путь Русской Православной Церкви — от первых мучеников, благоверных князей Бориса и Глеба, до последнего нашего святого царя. Когда русский народ принял крещение, Господь благословил нашу землю материальным успехом и несокрушимой крепостью. А когда мы снова стали терять твердые ориентиры, то и произошел тот позор, который длится до сегодняшнего дня с нашим Отечеством, не только потерявшим свое прежнее могущество, но подвергающимся уже полному разгрому и уничижению. Народ наш в небывалой степени переориентируют только на земные ценности, на материальные богатства. И чем больше он стремится ими обладать, тем в большие беды впадает.

Но и ныне Божия Матерь простирает Свой Покров над всеми, без исключения, находящимися в храме людьми. И над всем нашим Отечеством. Никто не исключен из Ее ходатайства. Всегда пребывая в радости небесной, Она плачет о тех, кто лишен всего — и земного, и небесного. Но только тогда, когда наша Церковь по-настоящему отзовется на страдания народа, распинаемого на Голгофе, и встанет вместе с Божией Матерью на молитву, — совершится невозможное. Злые чары, как было сказано Божией Матерью одному знакомому мне священнику в 1967 году, в 50-ю годовщину большевистской революции, будут разрушены, и свет небесный воссияет над нами.

В этот праздник Божия Матерь обращается лично к каждому из нас. Как отвечаем мы на этот дар? Мы радуемся, зная, что свет Ее Покрова — свет Воскресения Христова и Его славы, но видим ли мы страдания людей, из-за которых плачет Пречистая Божия Матерь, и готовы ли принять крест, который Христос нам дает? Сознаем ли, что мы должны быть достойными этого креста, как Божия благословения, открывающегося нам с высоты небес, проникаем ли заступничеством Пречистой в тайну Церкви?

Если в силе Духа Святого мы примем этот крест, мы станем подлинными христианами, способными противостоять миру с его обманчивыми ценностями, встретить будущее, какими бы событиями оно ни было омрачено, — спокойно, с той внутренней свободой, которую дает свет благодати, исходящий от Покрова Божией Матери.

Если просветится свет наш перед людьми, окаменевшими от горя, совершится дивное. Бог поистине может из камней сих сделать чад Божиих Покровом Пречистой, и сердца этих людей станут живыми от прикосновения света.

Мы должны увидеть, какое отношение это чудо имеет к нам сегодня, почему оно значимо не только в X, но и в нашем XXI веке. Каким светом освещает оно происходящее сейчас в мире и в наших сердцах? Зовет ли нас к более покаянной и углубленной молитве пред Божией Материю и Господом, чтобы мы могли выйти из тьмы в чудный Его свет?

Тайна Божией Матери глубока, она дает нам возможность понять существенное о Страданиях Ее Божественного Сына перед лицом зла, которое раскрывается на наших глазах в полноте. Божия Матерь являет нам смиренный и верный образ страдания любви Христовой. Она дает нам откровение вечной крестной любви, обращенной к сердцу, способному ответить на эту любовь своей любовью.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий