Казалось бы, на этом можно и закончить повествование о почитании иконы Иерусалимской в славной семье Шереметевых. Однако оно совсем недавно, а именно в 2015 г., получило неожиданное продолжение.
Осенью в дождливо-снежный, ветреный, промозглый октябрьский 25-й день, т.е. в день почитания иконы Иерусалимской Божией Матери, два списка с чудотворных образов прибыли из Копенгагена в Золотниковскую пустынь, что в Ивановской области. Они прибыли в сопровождении их создательницы, рабы Божией Бирты и верных поклонников Иерусалимской Богородицы из Дании. На обеих иконах сияли лики, скопированные с той самой чудотворной, с Афона, что была написана монахом Никоном в Кривоезерском монастыре. Преобразившиеся, получившие новое подобие списки с икон, предназначенных еще в начале XX в. многострадальным императрице Марии Федоровне и патриарху Тихону, по воле Божией Матери оказались там, где похоронены потомки графов Шереметевых по линии Михаила Борисовича, героя войны со шведами и Прусского похода. Иконы пришли к его детям и внукам, несправедливо лишенным материального наследства, но жизнью своею, тихою и скромною, заслуживших не сравнимые ни с какими земными богатствами заупокойные молитвы перед знаменитыми святынями, благодать которых, конечно же, коснется и всех других Шереметевых, как наследство духовное, вечное, не подверженное разрухе и забвению. Земного богатства Шереметевых больше нет, но есть другое – Небесное, проявившее себя в маленькой тихой пустыни.
С Копенгагенским списком Иерусалимской иконы прошел датско-российский паломнический крестный ход из Дании в Россию. Длился он с 21 по 29 октября и включал в себя такие места как, г. Суздаль, Золотниковская пустынь, пос. Палех, г. Юрьевец и Троице-Сергиева Лавра. Участники крестного хода поочередно несли списки с чудотворных икон, совершали перед ними молебны во всех перечисленных городах и селах. В Успенском храме Золотниковской пустыни на праздничной службе в честь Иерусалимской иконы Божией Матери гости причастились. В Палехе состоялась встреча с художниками и иконописцами.
В Юрьевце под сильным снегопадом гости на катере добрались до того места, где под водой лежат руины Кривоезерского монастыря и останки братьев монахов. Среди волн и ветра звучала заупокойная лития по императору Александру III и его супруге Марии Федоровне, по братии затопленной обители, вознеслись молитвы Богородице.
В Богоявленском храме паломники поклонились блаженному Симону Юрьевецкому, приложились к старой иконе Иерусалимской Божией Матери, встретились с местными краеведами. Завершился крестный ход в Троице-Сергиевой Лавре, у прп. Сергия Радонежского.
Вот такой своеобразный прием оказали графы Шереметевы из Успенской Золотниковской пустыни своим гостям из Копенгагена, посланцам от Датско-Русского Культурно-Исторического общества Дагмария, созданного в честь Императрицы Марии Федоровны. В дар от императрицы из императорского храма Александра Невского графы из усыпальницы древней обители на речкеЗолотничка получили списки Иерусалимской иконы Божией Матери. По преданию, такое название речке и монастырю «подарила» супруга царя Михаила Федоровича царица Евдокия, которая, испив воды из реки, нашла ее очень вкусной, а саму речку столь красивой, что назвала ее Золотоструйкой и Золотничкой. Такие вот подарки хранит теперь маленькая пустынь. А есть еще и хоругвь с изображениями Успения Пресвятой Богородицы с Воздвижения Креста Господня, тоже подарок царицы Евдокии Лукьяновны, вышитый ею собственноручно в 1625 г.
Отныне молитвы в пустыни будут звучать не только о представителях рода царицы Евдокии, не только о представителях рода «черного священника Митрофана», не только о князьях Щербатовых и Черкасских, графах Шереметевых, но и об императрице Марии Федоровне и о тех людях из Дании, которые сохранили свою любовь к России и ее святыням.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пусть улыбнется сияющий Бог,
пролетая над нами.
(Из современной песни)
Наш рассказ о славных Шереметевых подошел к концу. Мы надеемся, что смогли показать вам историю жизни их рода с другой стороны. Хотелось бы, чтобы мы не просто удивлялись открытому и восхищались теми или иными событиями, поступками, а посмотрели бы и на жизнь своего рода, на судьбы своих предков.
Думается, что, может быть, и мы, по примеру знаменитой семьи, вспомним забытых родичей, вернемся к семейным истокам, святыням.
Давайте также поклонимся светлому Иерусалимскому образу Богородицы, попросим у Нее и Ее Царственного Сына прощения, чтобы продолжить нашу жизнь в подлинном служении Богу, Отечеству, людям. Попросим у них благословения на то, чтобы стать носителями и покровителями подлинных благ, защищая их от поругания. Надо, наконец-то, понять, что «вечное, существенное, духовное достоинство наше заключается в том, что мы христиане». Надо осознать, «какой нужен труд, какая нужна борьба с самим собой, чтобы возвратиться к добру». Тогда и наши имена будут вписаны навечно в книгу жизни, осветят настоящее и будущее потомков радостной памятью о делах и поступках их предков, и с небес души праотцев наших будут сиять, а не сжиматься от боли за содеянное их детьми зло.
Грязная мысль, грязное слово, грязный поступок никогда никого не делали и не сделают лучше. Поэтому «не растратим безумно способностей души и тела, не принесем их в жертву суете и тлению». Ибо истинное благо в доброте, в милости, в терпении и прощении, а все вместе это называется любовью.
Затронуло за живое.