Митрополит Платон в Золотниковской пустыни

mtr.platon

По милости Божией, открываются новые страницы из истории Золотниковской пустыни. Оказывается, в августе 1792 года ее посетил митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), который описал свои впечатления от посещения обители в путевых записках.

Митрополит Московский и Коломенский Платон (1737–1812) известен как выдающийся церковный деятель, талантливый писатель, мудрый педагог. За блестящие проповеди его называли «вторым Златоустом». Екатерина II настолько ценила дар слова митрополита Платона, что он был назначен придворным проповедником, а после именно ему императрица доверила обучение наследника престола Павла Петровича Закону Божиему. Митрополит Платон был близок ко двору. Он совершил коронации двух императоров: Павла Петровича в 1797 году и Александра I в 1801 году.

Большая часть жизни митрополита Платона была так или иначе связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Сначала в Лавре он был преподавателем, потом был назначен наместником, а впоследствии — и архимандритом этой обители. Он очень заботился о благоукрашении Лавры: так, при нем практически во всех храмах появилась настенная роспись, во многих был обновлен иконостас. Знаменитая Серапионова палата на месте келии прп. Сергия, где ему явилась Богоматерь, была построена именно по благословению митрополита Платона. Сейчас в Серапионовой палате покоятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, а также частицы мощей многих святых и фрагмент пояса Пресвятой Богородицы.

Близ Троице-Сергиевой Лавры митрополит Платон основал Спасо-Вифанский монастырь, который называли просто Вифания. Такое необычное название было связано с тем, что придел центрального Спасо-Преображенского собора был освящен в честь праведного Лазаря Четверодневного, который был воскрешен Спасителем в селении Вифания неподалеку от Иерусалима.

Одно из главных направлений деятельности митрополита Платона  касалось реформирования Славяно-греко-латинской академии. Именно при нем она получила такое название, до этого же называлась Славяно-латинской академией. Митрополит Платон сделал изучение греческого языка обязательным и в духовных учебных заведениях. Кроме того, он ввел в программу духовных училищ Русскую церковную историю. Для нового предмета требовалось составить учебное пособие. В частности, с целью собирания материала для него по библиотекам монастырей северной части средней России в августе 1792 года митрополит Платон отправился в путь из основанного им Спасо-Вифанского монастыря близ Троице-Сергиевой Лавры. Он побывал в Переславле-Залесском, Ростове, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире, Юрьеве и Александрове.

О посещении Золотниковской пустыни митрополит Платон вспоминает следующее: «Заезжали, по дороге, от Суздаля в 30 верстах, в пустыню Золотниковскую;  ходили  в церкви  и  по  монастырю; ограда каменная и церкви две каменныя, средственныя; впрочем пустыня недостаточная и в неустройстве; в ней один только строитель, да несколько послушников бельцов. Не доезжая пустыни есть несколько лесов; впрочем более места безлесныя».

Упоминая две каменные церкви, митрополит Платон имеет в виду Успенский летний храм, построенный в 1651 году, и зимний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который был сооружен и освящен в 1657 году.  Причиной неустройства обители, которое отмечает митрополит Платон, послужили петровские реформы, когда циркуляры Священного Синода разрушили практически все монашеское общежитие, но в большей степени – реформы при Екатерине II: в 1764 году обитель была оставлена сверх штата и на своем содержании. В это время прекращаются пожертвования от рода Романовых. Видимо, подобные обстоятельства привели к тому, что в 1792 году обитель переживала тяжелые времена и практически опустела.

Тем более чудесным выглядит заступничество святителя Митрофана за место своего пострижения: обитель никогда не была многолюдной, но монашеская жизнь в ней вплоть до трагических событий ХХ века не прекращалась, велось  и строительство, благоукрашение храмов. Возродилась обитель и после разорения в годы безбожия.

Посещение обители такой известной личностью, как митрополит Платон, свидетельствует о то, что даже несмотря на временные трудности Золотниковская пустынь была известна и почитаема.

Особенное внимание в своих трудах митрополит Платон  уделял воспитанию души. В «Слове о воспитании» он писал следующее: «Воспитание есть приготовление к добродетели, и потому <…>состоит оно в том, чтобы познать Создателя своего, познать себя и конец своего существования. На этом незыблемом утвердясь основании, душу свою так приготовить, чтоб полюбить благочестие, снискать к высшим почтение, к низшим снисхождение, к равным усердие, к родителям, к приятелям искренность и ко всем любовь. В должности быть прилежну, в домостроительстве тщательну, к бедности других жалостиву, в счастии не возноситься, в несчастии не унывать, к общей пользе быть ревностным, во всяких обхождениях искренним, ласковым, снисходительным. В этом состоит существенная воспитания сила». Помоги Господи нам всем таким образом воспитать свою душу!

Ознакомьтесь также:
Вифанская обитель митрополита Платона (файл PDF)
Путевые записки Преосвященнейшего Митрополита Платона, Московского и Калужского, в Ярославль, Кострому и Владимир

Добавить комментарий