16. По страницам «Воронежских епархиальных ведомостей»

Небезынтересно познакомиться с празднованием юбилея святителя 100 лет тому назад.

23 ноября 1903 года исполнится 200 лет со дня кончины Воронежского первопрестольника Святителя Митрофана. Отметить это 200-летие — священный долг не только Воронежской епархии, но и всей Русской Церкви, так как Святитель Митрофан — «всея России чудотворец». Конечно, торжество прежде всего будет носить церковный характер. Как ни кратки были до сих пор известия о жизни Святителя Митрофана, однако они рисовали образ христианского пастыря, ревнителя православной веры, в своей жизни исполнявшего ее заветы.

В самое последнее время этот образ сделался гораздо ярче, благодаря некоторым новым историческим материалам. Мы знаем теперь, что Воронежский первосвятитель был определенною величиною, историческим деятелем, вложившим свой труд в созидание Донской Украины. Разнородное и в значительной степени неблагонадежное население края нуждалось в администраторе с твердою волей, с ясным сознанием необходимости государственного строя и с любовью к подчиненным. Такого архипастыря наш край и получил в лице Святителя Митрофана.

Великорус по происхождению, он в течение своей жизни в центральных областях России не только привык, но и полюбил устои старой русской жизни и, явившись в свою неустроенную епархию, приложил все усилия к водворению в ней определенного «чина» или уклада жизни. Трудно доставалось ему это водворение, и не один раз он жаловался на «место украинское», которого «управить невозможно». Но двадцатилетний труд не пропал даром. Конечно, параллельно с церковною здесь действовала власть гражданская; но прочность московской политики в значительной мере обусловливалась тем, что она имела здесь такого представителя, как Святитель Митрофан.

Привести на память себе все факты, характеризующие первого Воронежского епископа, благовременно и полезно для каждого православного воронежца, а особенно для каждого пастыря. Эта «память» укажет, что Святитель Митрофан приступил к своей архипастырской деятельности при условиях гораздо более тяжелых, чем современные нам, начал работать в такое время, перед которым наши беспорядки покажутся благочинием.

С другой стороны, эта «память» и сообщит большую энергию пастырю и наложит на него сознание большей ответственности за свое служение. Если Воронежский первосвятитель сумел сделаться светочем края при самых тяжелых условиях, то еще большего нужно бы ждать от церковных деятелей при более благоприятных условиях. Уже такое размышление обращает юбилейный праздник в серьезное дело, повышая нравственное самосознание местного духовенства.

Но юбилейная «память» не должна ограничиваться одними только воспоминаниями и думами. Православному духовенству прилично праздновать юбилей в том духе, как он праздновался по Божественному установлению. Давно прошло то время, когда праздновался библейский юбилей, но как еще далеко мы отстаем от той высокой благотворительности. Да, там был настоящий праздник, не пир богачей, но помощь беднякам, свобода рабам и отдых земле. «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей… не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас… Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга… И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. Если скажете: «что же нам есть в седьмый год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?» — Я пошлю благословение Мое на вас в шестый год, и он принесет произведений на три года».

В случае крайней бедности, когда бедняк продает и свой земельный надел, он получает его обратно в юбилейный год, хотя бы и не имел средств выкупить его; то же постановление дано и относительно проданного бедняком дома. Если по крайней бедности еврей сам продан в рабство, то он получает свободу в юбилейный год, «потому что, — говорит Господь, — сыны Израилевы — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской» (Лев. 25).

Но припомните заветы более близкие к нам по времени и потому более осуществимые в настоящее время. Собираясь праздновать юбилей Святителя Митрофана, не найдем ли мы у него наставления, каким добрым делом можно ознаменовать этот юбилей?

Вся его жизнь была добрым делом, и это теперь уже известно не по преданию только, а и документально. Он устраивает столы для нищих, он раздает им свитки, рубахи, идет в тюрьму и помогает тюремным «сидельцам» и пастырским увещанием и милостынею. На жалование «ратным» он отдает свои сбережения. И за всех молится. Святитель Митрофан особенно выделялся благотворительностью при погребении бедняков: покупка саванов покойникам и особенно покупка им гробов, иногда большими партиями, составляла обычную статью его расходов, за что один местный исследователь сравнивает его с праведным Товитом.

Святитель своим милосердием облегчал тяжелое настроение населения, обремененного и трудом и лишениями. Поэтому и празднование его юбилея должно быть прежде всего делом милосердия.

Но как обнаружить его? Личною милостыней? Она хороша, потому что прямо выходит из сердца. Но она не так производительна, как милостыня коллективная и хорошо организованная.

Прежде всего милостыня общенародная. Давно пора вывести профессиональное нищенство. А это возможно сделать при следующих условиях. Необходимо священнику знать всех бедняков своего прихода, и это вполне возможно в сельских приходах. В таком случае вместо раздавания кусочков хлеба, грошей и яиц не лучше ли организовать приходскую благотворительность, поставивши так деятельность церковно-приходских попечительств, чтобы они наблюдали за бедняками и прибегали к ним с своею помощью.

Труднее дело обстоит в городах, особенно в Воронеже, где приходы разбросаны, почему священник не может знать своих прихожан-нищих. Но и при настоящем положении борьба с нищенством возможна хотя бы отчасти. Для этого прежде всего необходимо объединение всего воронежского духовенства хотя бы на этой почве. Ведь только подумать о том, сколько у нас сил разрозненных и что бы они сделали общими усилиями! Все это хлопотливо, особенно на первых порах; но зато от какого назойливого и грязного явления освободился бы город и какое горячее спасибо сказали бы священникам те бедняки, которые надрывают свои последние силы, но стыдятся протягивать руку!

Юбилейный год мог бы ознаменоваться и делами благотворительности сословного характера. Святитель не только благотворил на месте своего жительства, в Воронеже, — он брал с собою значительные суммы, когда отправлялся обозревать епархию, чтобы раздавать эти деньги бедным и неимущим клирикам, монахам и мирянам. Для юбилейного года было бы особенно утешительно видеть успокоенными бедных и неимущих членов приходского духовенства.

Лучше всего дать ход тем предложениям, которые намечены и частью осуществлены ранее. Первое из них — это устройство дома для престарелых лиц духовного звания, на что уже собраны солидные суммы Попечительством о бедных духовного звания. Теперь, кажется, пора купить, по крайней мере, усадьбу. Второе намеченное дело — устройство профессиональной школы на капитал, завещанный протоиереем Е. Г. Светозаровым. Оба эти начинания вполне обеспечены материально, и потому осуществить их теперь не представляет никакого риска.

Мы не думаем исчислять всех мер, которые могли бы быть осуществлены или хотя бы намечены в достопамятный для Воронежской епархии год. Назревших епархиальных нужд весьма много, и, следовательно, приходится не выдумывать способы для увековечения юбилея, а только выбрать наиболее подходящие к событию меры и довести их теперь же до благополучного конца.

300-летний юбилей святителя Митрофана

2003 год — год 300-летия преставления святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, всея России чудотворца.

6 декабря 2003 года Воронеж стал свидетелем большого торжества — 300-летия преставления своего первопрестольника, дивного светильника Православной Церкви святителя Митрофана, архипастырское служение которого выпало на переломное для России время петровских реформ и преобразований. Наставник и соработник императора Петра Великого, первый епископ Воронежский в эти трудные годы удивительно соединил в своем житии подвижническую жизнь, пастырский подвиг, высокую гражданственность и мудрость государственного мужа — вот те черты, которые делают святителя Митрофана особенно близким всем нам.

В этот день Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский, совершил праздничную Божественную Литургию в Покровском кафедральном соборе города Воронежа (а накануне — Всенощное Бдение) в сослужении 11 архиереев, прибывших на торжества по случаю 300-летия преставления святителя Митрофана. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископ Красногорский Савва, епископ Задонский Никон, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

По окончании Божественной Литургии митрополит Сергий обратился со словами архипастырского приветствия, поздравив всех с замечательным юбилеем, и огласил текст послания его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам юбилейных торжеств, посвященных 300-летию преставления святителя Митрофана, епископа Воронежского, всея России чудотворца.

Было провозглашено патриаршее многолетие, и многочисленный крестный ход с ковчежцем с частицей мощей святителя Митрофана от Покровского кафедрального собора направился к Благовещенскому кафедральному собору. Накануне, 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Владыка митрополит совершил молебен и освятил крест, который увенчал шпиль колокольни Благовещенского кафедрального собора.

В год 300-летия преставления святителя Митрофана ковчежец с мощами Воронежского первопрестольника обошел всю епархию (а это 280 храмов и 5 монастырей) и явил много чудес — чудес веры, чудес исцелений тем, кто с верою прибегал к заступлению и ходатайству святителя Митрофана. Крестный ход, начавший свой путь 20 августа, в день обретения мощей святителя Митрофана, завершил свое шествие 6 декабря.

Перед Благовещенским кафедральным собором, у памятника святителю Митрофану, открытому в мае этого года в Дни славянской письменности и культуры, был отслужен молебен святителю.

Со словами приветствия к собравшимся обратились губернатор области В. Г. Кулаков и митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

— Святитель Митрофан был не просто первый епископ Воронежский, не просто выдающийся деятель Русской православной церкви — это был человек, который впервые умел так отстроить отношения с властью, что они единым фронтом боролись за укрепление и развитие российского государства, вели активную борьбу со смутой, они могли отстоять интересы России не только на ее южных рубежах, но и прорубить окно в Европу, — подчеркнул В. Г. Кулаков.

— Сегодня — замечательный и прекрасный день, день радости, день единства, день сплоченности. И это неслучайно, потому что мы прославляем одного из величайших сынов России — Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, который был человеком, всем нам подобным, но который усвоил премудрость евангельскую, и она открыла ему широкие горизонты познания и церковной премудрости, и государственного устройства, так что он был не только епископом, но и политиком своего времени, — отметил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. — Мы с вами за все должны благодарить Бога. Мы должны благодарить Его за то, что он дал нам быть современниками этого славного юбилея, за то, что мы пришли к его памятнику и к месту будущего его упокоения: после того как завершится строительство собора, здесь будут находиться мощи святителя Митрофана.

Послание участникам юбилейных торжеств, посвященных 300-летию преставления святителя Митрофана, епископа Воронежского, всея России чудотворца

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященные Владыки, всечестные пастыри, уважаемые руководители Воронежской области и града Воронежа, возлюбленные братья и сестры!

2003 год для Русской Православной Церкви и для Воронежской епархии — год великого, значимого для живущих ныне юбилея — 300-летия преставления Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, духовного наставника и соработника Петра I. Его имя неразрывно связано с основанием Русского флота, основанием северной столицы, основанием Российской империи.

Этот год — также год 220-летия преставления великого угодника Божия Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, названного «российским Златоустом».

Удивителен масштаб личности Святителя Митрофана. Муж «благоговейный и добродетельный, воистину праведный и святой», первопрестольник Воронежский избрал молитву за людей особенным подвигом всей своей жизни, понуждая к тому же ближайших своих сотрудников на ниве Божией — пастырей Церкви, а в лице их и всех православных христиан. Он соединил в себе чистоту архипастырского служения и гражданскую мудрость, высокую духовность и государственный ум. Заботясь о благе Церкви, Святитель не забывал и о благе государства.

Стоя на высоте своего пастырского призвания, Святитель Воронежский Митрофан оказал великую пользу Церкви и государству. Много трудов пришлось положить святому архипастырю по благоустройству своей новоучрежденной Воронежской епархии. Он строил и украшал храмы, заботился о просвещении пастырей и паствы, открывал при храмах школы, вел борьбу с возникшим расколом, который колебал умы его паствы. Особое дерзновение пред Богом он имел о детях, заботился о том, чтобы они возрастали в страхе Божием, любви и преданности Отечеству. Он старался обезопасить вверенную ему паству от разорения кочевников.

Архиерейский дом был все время открыт для обездоленных и неутешенных. Большую часть казны епископ тратил на милостыню, раздаваемую по богадельням, острогам, больным, нищим и убогим.

Святитель оставил после себя удивительно глубокое по своему смыслу Духовное завещание. Всем нам надлежит помнить слова Святителя Митрофана: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

От себя и от всей Церкви Русской благодарю губернатора области Владимира Григорьевича Кулакова, членов правительства области за многие труды по организации юбилея, а также успешного продолжения строительства Воронежского кафедрального собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Благодарю и жертвователей — как простых воронежцев, так и производственные, предпринимательские, банковские и иные структуры, вносящие на создание этого зримого символа нашего возрождения свои лепты.

С верой и любовью помолимся угоднику Божию Митрофану. Воздохнем и о нас, прославляющих в сии дни преславную память его: Святителю отче наш Митрофане, моли Бога о нас!

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Воронеж, декабрь 2003 года

Святитель помогал мне своими молитвами

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому, председателю синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Во время моего служения епископом Воронежским и Липецким поздней осенью 1964 года в Воронеже мне сообщили о том, что добрые люди хотят передать мне мощи святителя Митрофана Воронежского. Для меня это сообщение было совершенно неожиданным. Время было сложное, и я не решился никому объявлять о святых мощах, опасаясь лишиться их навсегда. В назначенное время вечером неизвестный благочестивый мужчина, лет шестидесяти, принес мне большой сверток, в котором были сложены святые мощи. Знали об этом я и несколько монахинь, начинавших свой подвиг в Задонском Свято-Тихоновском монастыре еще до его закрытия.

У меня в архиерейском доме в спальне в стене было оставлено место для шкафа. Туда я поместил святые мощи. В конце зимы 1965 года Священноначалие Русской Православной Церкви сообщило мне о предстоящей командировке в Сирию в должности представителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока Феодосии VI в Дамаске. Готовясь к новому послушанию, я по телефону сообщил своему преемнику, бывшему архиепископу Рязанскому, о святых мощах и попросил его хранить их.

Сам я мечтал подготовить торжество и праздник по случаю второго обретения мощей святителя Воронежского Митрофана — великого подвижника, патриота и любимого святителя государя императора Петра I. Господь благословил мне другое служение. В начале марта 1965 года я отправился в Дамаск, где была уже теплая весна, на холмах цвели миллионы маков, а в храме нашего Представительства меня встретили с любовью благодарные прихожане, помнившие об огромной помощи, которую им оказывала в дореволюционное время Русская Православная Церковь. Я сожалею о том, что мне не удалось прославить второе обретение мощей святителя Митрофана Воронежского. Милосердный и любящий Господь утешил меня тем, что благословил мне принять участие в строительстве и освящении часовни в местечке Талькоукаб (близ Дамаска) на том месте, где почти 2000 лет тому назад Господь явился гонителю христиан Савлу, ослепил его, через святого апостола Ананию ввел его в Христианскую Церковь, вернул ему зрение и соделал его великим проповедником и первоверховным апостолом Павлом. Часовня была построена на средства верных чад и жертвователей возродившейся Русской Православной Церкви.

К святителю Митрофану я «вернулся» для поклонения и на благословение в Покровский кафедральный собор через 38 (39) лет из Санкт-Петербурга, где знают святителя, почитают, любят и молятся ему.

Святитель Митрофан меня согрел в Воронеже тем, что умолил Господа встретиться мне с моим первым настоятелем архимандритом Исаакием (Виноградовым). По окончании Московской духовной семинарии в 1952 году я был направлен Учебным Комитетом в Алма-Атинскую и Казахстанскую епархию. Архиепископ Алма-Атинский Николай (Могилевский), впоследствии причисленный к лику святых, назначил меня в Никольский кафедральный собор города Алма-Аты, где настоятелем был архимандрит Исаакий (Виноградов). Там я был рукоположен в сан диакона и священника. По благословению архиепископа Николая я уехал учиться в Ленинградскую духовную академию. Прощаясь со мною, архиепископ Николай благословил меня значком кандидата богословия, заплакал и сказал мне, что мы с ним больше не увидимся. Так и случилось.

Владыка вскоре скончался, и произошли большие перемены. Архимандрит Исаакий (Виноградов) был переведен в город Елец Воронежской епархии. Когда в 1964 году я был назначен в Воронеж, к моему великому удивлению, мой первый настоятель оказался под моим омофором. Это был прекрасный проповедник, удивительный духовник, усердный молитвенник и умный человек. Провожая меня в Дамаск после моего девятимесячного служения, архимандрит Исаакий сказал: «Вы были с нами недолго — срок, благословенный Богом и природой». Теперь я убежден, что по молитвам святителя Митрофана Господь благословил мне служить в Воронеже, послужить и помолиться с моим первым настоятелем в замечательном соборе города Ельца. Господь дал мне еще 9 месяцев общения с моим любимым отцом Исаакием, поучиться у него духовности и мудрости перед тем, как прикоснуться к земле, освященной стопами святого апостола Павла и других апостолов. Верные чада Воронежской и Липецкой епархии навсегда остались в моем сердце. Святитель Воронежский Митрофан помогал мне своими молитвами. Господь благословил мне окормлять Воронежскую епархию, Краснодарскую и дважды Ростовскую. Каждое утро в молитве я прошу помощи и предстательства у Господа своего любимого святителя Митрофана.

Прошу Вас, дорогой Владыка, поминать меня у раки с мощами святителя Митрофана.

+Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

назад к оглавлению

Добавить комментарий