8. Святитель Митрофан Воронежский и Золотниковская пустынь

В 1663 году в Золотниковской пустыни был пострижен в монашеский чин священник Михаил — с именем Митрофан в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Известно, что пострижение в мантию состоялось 17 июня (4 июня по ст. ст.).

Видимо, обитель Успения Пресвятой Богородицы привлекла недавно овдовевшего священника, будущего Митрофана Воронежского, возможностью тихого молитвенного уединения. В стенах этого монастыря он желал бы и упокоиться, но исполнить обеты «о безысходном пребывании на месте пострижения» не пришлось: его труды и усердие, благочестие и мудрая распорядительность были необходимы в других местах.

Рожденный 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии в семье священника, половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском, недалеко от города Шуи.

Овдовев и отрекшись от мира, он уходит сначала в Николо-Шартомский монастырь, а через три года пустынножительства в Золотниковской пустыни становится настоятелем Космо-Яхромского монастыря (в селе Небылом Владимирской губернии).

Почти десять лет игумен Митрофан верой и правдой трудился, укрепляя состояние монастыря. На месте обветшавшего деревянного храма был построен каменный во имя Спаса Нерукотворного Образа, обновлена церковная утварь. Монастырь стал процветающим духовным центром.

В 1675 году патриарх Иоаким поручил игумену Митрофану управление более обширной и известной обителью — Троицким Макариево-Унженским монастырем. Покровительство дома Романовых давало повод называть этот монастырь «лаврой преподобного Макария».

Попечением нового игумена всего за три года был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней (в 1680 году). Высоко ценя благочестие и мудрую распорядительность игумена Митрофана, патриарх поручал ему особо важные дела, в частности — заведовать Унженской десятиной, объединявшей 94 приходские церкви. Сам царь относился к подвижнику с глубоким уважением.

2 апреля 1682 года собором архипастырей во главе с патриархом Иоакимом игумен Митрофан был посвящен в сан епископа с утверждением на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия была выделена из обширной Рязанской на основании решения Московского Собора 1681–1682 годов в целях противодействия усиливавшемуся расколу старообрядцев. В Москве святитель стал свидетелем больших волнений, связанных с вступлением десятилетнего Петра I на престол, и стрелецкого бунта. Большое впечатление произвел на него диспут о вере со старообрядцами в Грановитой палате.

До конца своих дней святитель Митрофан ревностно заботился о благоустроении не только церкви, но и государства.

Воронежский край требовал от пастыря трудов немалых. Он отличался очень сложным составом населения (невольные переселенцы, беглые крестьяне, инвалиды и семьи, оставшиеся без кормильцев); помимо раскольников здесь было много язычников. На обширной территории Придонья находилось всего 182 храма, не хватало грамотных священников. Немногочисленные монастыри, отягченные хозяйственными заботами, обмирщались. Порядка не было нигде. В одном из писем новый архиерей Воронежский сетовал: «У нас место украинское (окраинное) и всякого чину люди обвыкли жить не подвластно, по своей воле».

Живя сам первое время на постоялом дворе, владыка Митрофан начал строительство нового кафедрального собора. Заложенный им каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен в 1692 году. Всего за время его управления Воронежской епархией число храмов увеличилось до 239; были основаны два монастыря.

Владыка призывал священников служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью. Сам он был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных, постоянно заботился о благоустроении семейной жизни своих прихожан. Архиерейский дом при нем был пристанищем обездоленных и униженных. Умиравших на чужбине безвестных тружеников святитель погребал на свои средства, неустанно молился за тех, кто скончался «без покаяния и без причастия».

В это время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Петр Первый. Святитель Митрофан был ревностным поборником государственных начинаний Петра и всемерно стремился помогать государю, убеждал свою паству оказывать ему послушание. Владыка разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на строительство кораблей и жалованье солдатам. Петр I видел в святителе Митрофане своего искреннего сподвижника и настоящего духовного пастыря, в котором он очень нуждался.

Привыкший подчинять все и вся своей могучей воле, Петр воспринимал мнение и советы владыки как слова праведника. Известен случай, когда Митрофан Воронежский отказался идти к Петру Первому во дворец, который был украшен языческими статуями, и на угрозу царя предать ослушника смерти ответил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить болваны языческие и тем соблазнять простые сердца». Он искренне был готов принять смерть, но не отступить от истины — и повелел звонить в соборный колокол к началу заупокойного богослужения. Узнав об этом, Петр приказал убрать с фасада дворца языческие изваяния…

За усердные и безупречные труды во славу Отечества святитель Митрофан был пожалован двумя государственными грамотами, а после взятия Азова царь повелел именовать епископа Воронежским и Азовским.

Пророческими стали слова, которыми святитель благословил Петра на будущие победы, на основание Петербурга и возведение в нем Казанского собора: «Возьми Казанскую икону Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу, великий город в честь святого Петра. Пока будет сей святой образ Пречистой Девы на берегах Невы, благодать Божия и Покров Богородицы не покинут стольный град».

Достигнув восьмидесятилетнего возраста, Митрофан Воронежский тяжело заболел и принял монашескую схиму с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского. Характерно, что святитель завещал хоронить его не в архиерейских одеждах, а в схимонашеском одеянии. Отошел он ко Господу 23 ноября 1703 года и был погребен в Благовещенском соборе Воронежа. В погребении участвовал сам Петр I, который сказал, обратившись к свите: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами». Государь первым взялся за гроб и нес его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. Когда опускали гроб в землю, Петр произнес: «Не осталось у меня такого святого старца».

Похвальная грамота епископу Воронежскому Митрофану

От Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великая и Малыя и Белыя России Самодержца, Богомольцу Нашему Преосвященному Митрофану, Епископу Воронежскому: нынешняго 1700 года Апреля в день донесено Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, что ты, Богомолец Наш, для общия и Христианския пользы на вспоможения святыя войны против неприятеля креста святаго, по добродетельной ревности своей к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, ратным людям морскаго воинскаго флота, которые служат Нам Великому Государю, дал из домовой своей казны денег четыре тысячи рублев на жалование их на Воронеж. И Мы Великий Государь за усердножелательное твое к Нам Великому Государю и ко всему Христианскому народу радение в даче из домовой твоей казны вышеписанного числа на жалование ратным людям денег, жалуем милостиво и премиластиво похваляем, за которое твое усердножелательное радение и впредь Наша Царскаго Величества милость к тебе Богомольцу Нашему будет неотъемлема; и как к тебе сия Наша Великаго Государя граммата придет, и тыб, Богомолец Наш, Преосвященный Митрофан Епископ сию Нашу Царскаго Величества милость к себе за твое вышепомянутое радение ведал; по томуж и впредь имел надежду. Числа лета 1700 Апреля в 20 день, скрепа Дьяка Никиты Полунина, а справа Ивана Губина.

(Выписка из архивных документов)

В 1717 году церковь Благовещения обрушилась из-за непрочного фундамента. Мощи святителя были перенесены в новый кафедральный собор; при перенесении тело святителя было найдено нетленным. На месте погребения святого неоднократно происходили чудеса. 6 августа 1832 года в присутствии около пятидесяти тысяч человек были обретены святые мощи угодника Божия святителя Митрофана. Митрофан Воронежский был причислен к лику святых, а уже на следующий год из Воронежа в Золотниковскую пустынь прислали его икону.

назад к оглавлению

Добавить комментарий