5. Описание храмов монастыря и настоятельского корпуса

 a. Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенская церковь выстроена, очевидно, на месте предшествующей, из которой в главный алтарь новой церкви был перенесен придел Иоанна Белгородского. В южную ее стену была вложена не сохранившаяся ныне каменная доска с вырезанной славянской вязью надписью: «Лета 7159 (1651), июля 29 дня совершена бысть церковь сия каменная и освящена… при благоверном Государе Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея Руси и при святейшем патриархе Иосифе Московском и всея Руси и преосвященном Серапионе архиепископе Суздальском и Тарусском и при игумене Никоне».

Характер архитектуры существующего здания не соответствует указанной дате. Структурные особенности памятника: нерасчлененность плоскостей лопатками, завершение стен горизонтальным обрезом под четырехскатную кровлю, конструкция свода — в совокупности с декоративными деталями убранства, присущими ростовской и отчасти суздальской архитектуре последней четверти ХVII века, дают основание считать, что церковь заново перестраивалась в конце XVII века.

После перестройки здание состояло из кубического объема храма, северного (Воздвиженского) придела с ризницей над ним и общей для храма и придела трапезной. Строительство южного, Преображенского придела, возведенного на средства князя Семена Ивановича Щербатова, относится к 1737 году. Тогда в приделе хранилась медная доска с надписью о погребении в нем князя С. И. Щербатова, а в стены придела были вставлены утраченные ныне медные доски с вырезанными надписями о погребении графов Шереметевых.

В 1859 году южный придел был капитально перестроен на средства, пожертвованные ивановским фабрикантом Антоном Николаевичем Шодчиным. Вскоре после этого и вся церковь подверглась существенным перестройкам. Была разобрана ризничая палатка и ризница. Храм расширили, сделали пятиглавым; внутри установили новый иконостас и возобновили настенную живопись.

Успенская церковь, имеющая в ансамбле пустыни важнейшее значение как соборная, занимает в нем центральное место. Для входящего на территорию пустыни ею открывается перспектива ансамбля. От ворот церковь видна с юго-востока, объемно, под углом.

Здание церкви сложено из кирпича, обмазано известью. Кирпич собственно храма — 30×14,5×8 см, северного придела — 29,5(30)×14,5(15)×5(8) см, трапезной — 29(29,5)×14,5(15)×8 см, южного придела — 29×13(14)×8 см. Швы затерты.

Бесстолпный четверик храма перекрыт оригинальной системой сводов, имеет четырехскатную кровлю, над которой поднимаются барабаны трехглавия, сильно сдвинутого к востоку. Западная часть помещения церкви перекрыта полулотковым сводом, восточная — системой, образованной двумя подпружными арками, на которые опираются узкий коробовый свод с квадратным отверстием центрального барабана и восточный полукоробовый свод, прорезанный жерлами малых барабанов.

Сильно вынесенный алтарь, равный ширине храма, сначала имел две апсиды, что подтверждается данными натурного обследования (остатками скругленных разной кривизны кирпичных фундаментов и следами примыкания к восточной стене храма межапсидной стенки), а также косвенно литературными сведениями о существовании в главном алтаре придела Иоанна Белгородского. В алтарной стене храма ниже уровня пола сохранились откосы дверного проема в южную апсиду.

Северный придел церкви лишен выраженного внешнего объема его основной храмовой части. Придел перекрыт сомкнутым сводом ХIХ века. От первоначального свода сохранилась пятовая часть. От старых проемов уцелело северное окно в апсиде придела. В толще западной стены храма находится лестница, которая вела в ризничную палату. Трапезная церкви, сложенная системой полубутовой кладки, имела сводчатое перекрытие на распалубках и, возможно, была одностолпной. Рисунок распалубок хорошо читается на северной, восточной и западной стенах. Существующий восьмигранный столб ХIХ века сложен из кирпича вторичного использования на валунном фундаменте.

Южный придел, как и северный, не поднимается выше кровель своего алтаря и трапезной. Свод придела (утраченный в западной части) — коробовый, с распалубками над окнами.

Своеобразие облику храма придает сосредоточенный в верхней части фасадов декор с ведущим мотивом аркатуры, встречающийся в ростовских и отдельных суздальских памятниках 1670–1680-х годов и, видимо, у них заимствованный. Аркатурный пояс храма заполняет пояс стены между лопатками, закрепляющими углы четверика, над лаконичными, в духе ХVI века окнами с глубокими внешними амбразурами без обрамлений.

Стены храма и северного придела завершаются декоративным фризом из ленты поребрика в полувалах и пояса балясин. Во фриз вставлены пятиугольные киоты в обрамлениях из полуваликов. Центральный барабан храма окаймлен вверху также поясом балясин. Северный и южный входы в храм, смещенные к востоку, оформлены кирпичными перспективными килевидными порталами (южный портал частично стесан). В северном сохранилась железная кованая двустворчатая дверь, сверху решетчатая.

В интерьере храма в южной стене четверика помещены одна за другой пять полуциркульных ниш-печур. Под некоторыми из них — кованые крепления, возможно, для лавок. Сохранившаяся темперная живопись — второй половины ХIХ века. В западной части свода изображение Троицы, на северной стене — Преображение, на южной — фигуры митрополитов. В нижних частях стен — остатки живописных пилястр.

b. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Казанская (трапезная, зимняя) церковь, судя по надписи на существовавшем в церкви храмозданном кресте, освящена в 1657 году. По стилистическим архитектурным признакам церковь можно скорее отнести к 70–80-м годам ХVII века, так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца ХVII столетия.

Казанская трапезная церковь расположена в глубине участка Золотниковской пустыни, в девяти с половиной метрах к северо-западу от Успенской церкви, недалеко от западного, противоположного главному, входа, к которому она развернута западным фасадом. Постановка церкви под углом к Успенской обеспечивает выгодные точки обзора здания и является существенным элементом композиционной организации ансамбля.

Церковь сложена из кирпича 30(32)×16(17)×8,5(9) см с затиркой швов, побелена. Под алтарем просматривается фундамент из валунов на известковом растворе. Внешняя поверхность кладки первого яруса церкви толщиной в кирпич. Внутри — забутовка из мелких валунов и битого кирпича, перемежающихся с рядами кирпичной кладки.

Первый этаж Казанской церкви предназначался для хозяйственных помещений (подвала, кладовых), во втором помещались собственно церковь и трапезная палата.

Кроме главного одновременно было освящено еще два престола: во имя Митрофана Воронежского, постригшегося в Золотниковской пустыни, и Николая Мирликийского. По описи пустыни 1764 года при Казанской церкви существовали: лестница и паперть («каменные крыты тесом»), под папертью — кухня и кладовая палатка, одна келарская келья. Во второй половине ХIХ века храм обновлялся на средства Антона Николаевича Шодчина. Тогда же с северной стороны церкви были сделаны укрепляющие стену кирпичные контрфорсы. В это же время, а возможно и ранее, в церкви помещались библиотека и архив.

При тесной стилистической общности с Успенской церковью Казанская отличается от нее типологически и композицией объемов.

Менее значительный по величине двухсветный стройный четверик храма, вытянутый с севера на юг, завершался декоративной главой. Двухэтажный, прямоугольный в плане алтарь, чуть меньший по длине храма, почти равный ему по ширине, в высоту доходит до орнаментального верха основного объема, выделенного, как и в Успенской церкви, с севера и юга аркатурным поясом. Во втором этаже алтарь имеет трехчастную форму восточной части с апсидальными выступами пологого очертания.

Самым массивным объемом церкви являлась обширная двухэтажная трапезная, равная по высоте алтарю. Во втором этаже она соединялась дверным проемом с ныне утраченной папертью, примыкавшей к четверику храма с юга. От этого проема сохранились откос и остатки арочной перемычки на юго-восточном углу трапезной. Существование паперти и крыльца, формы которых установить невозможно, подтверждается наличием полуциркульной трабы от кирпичного свода на южной стене алтаря, уступом в кладке на стене храма и, по-видимому, связанным с устройством паперти смещением вниз южного окна второго света храма.

Подалтарное помещение в первом этаже церкви, где под деревянным настилом пола помещался погреб, перекрыто коробовым сводом в направлении север — юг. Так же перекрывался первый этаж четверика храма. Во втором этаже собственно храмовая часть — с лотковым сводом.

Алтарь двухчастный. Северное помещение придела, соответствующее меньшей северной апсиде, имело коробовый свод в направлении восток — запад. Южное, с главным престолом, во внешнем объеме отмеченное центральной и южной апсидами, перекрывалось полулотковым сводом. Места примыкания стены, разделяющей апсиды, к восточной стене алтаря скруглены до пят сводов. Алтарь соединен с храмом тремя арочными проемами, растесанными в прошлом столетии. В восточной стене алтаря два проема сохранили свою первоначальную форму: заложенное снаружи арочное окно в первом этаже и небольшое полукруглое с широким раструбом в северной апсиде во втором этаже, близкое по форме окну северного придела Успенской церкви. Окно центральной апсиды при переделках опустили ниже, растесали, а первоначальную верхнюю часть окна заложили заподлицо со стеной.

Перекрытия обоих этажей трапезной утрачены. В первом, как, видимо, и во втором, этаже трапезная состояла из нескольких помещений, о чем свидетельствуют остатки продольной стены в первом ярусе, примыкавшей к западной стене, и пяты различных сводов. В северо-западной части первого этажа трапезной существовал коробовый свод, в юго-западной — сомкнутый.

Над проемами первого яруса в западной, единственной почти полностью сохранившейся стене, остатки распалубок. На западной и восточной стенах во втором этаже сохранились пяты цилиндрических сводов в направлении север — юг. Эти своды, видимо, были переложены позднее. При обновлении церкви в ХIХ веке, вероятно одновременно с растеской южного входа в трапезную, была устроена лестница для выхода на второй этаж, следы которой видны на внутренней стороне западной стены трапезной. При этом свод первого этажа был пробит.

Количество проемов в западной торцевой стене трапезной сохранено первоначальным, но все они были растесаны и увеличены по высоте. Углы прямоугольных, геометрически четких объемов церкви закреплены лопатками. Во втором этаже алтаря в сочетании с плоскостью стены первого рельефно выделяются скругленные объемы апсид с полуколонками между ними.

Декор здания сконцентрирован в венчающих частях объемов и особенно развит в верхней части четверика храма. Над его аркатурным поясом, более миниатюрным, чем в главном монастырском соборе, между рядами поребрика проходят отсутствующие там перспективные ширинки, а над ними — ряд балясин. Все вместе производит впечатление широкого орнаментального пояса. Над апсидами — фигурные карнизы из рядов поребрика и балясин, существовавшие ранее и над трапезной. Набор декоративных элементов аналогичен примененным в Успенской церкви.

Четырехскатное покрытие храма Казанской церкви утрачено. В северо-западном углу ее второго этажа найдена чернолощеная черепица прямоугольной формы с полукруглым концом в глинистой обмазке.

В Казанском храме хранилась особо чтимая древняя икона Казанской Божией Матери в серебряном с позолотой окладе, украшенном жемчугом. По преданию, именно эта икона была обретена основателем обители на пне, на котором впоследствии устроили престол в приделе Иоанна Белгородского Успенского собора.

В притворе Казанского храма располагалась библиотека; в ней среди прочих находились древние книги: Требник 1646 года, Минея месячная 1693 года и другие.

c. Всехсвятская (надвратная, летняя) церковь

Над главными воротами монастыря в 1656 году была возведена небольшая Всехсвятская церковь (освящена в 1657 году). Над ней возвышалась каменная колокольня, где в XVIII веке находились часы и древний колокол, пожалованный в монастырь в 1638 году царевичем Иваном Михайловичем.

В 1810–1820-х годах была возведена монастырская ограда с двумя декоративными башнями по углам с восточной стороны (на средства графа А. С. Шереметева, в память об отце). Непосредственно в ограде справа и слева от святых ворот размещались два каменных двухэтажных корпуса. В правом располагалось земское народное училище, в левом — гостиница, а под ней — странноприимный дом. Общая длина ограды с восточной стороны — около 450 метров.

По описи пустыни 1764 года главы Успенской, Казанской и надвратной церквей были покрыты «чешуею каменною». По-видимому, не только главы, но и кровли в XVII–XVIII веков были черепичными.

d. Церковь Иоанна Предтечи в селе Сидоровском

(бывшее подворье монастыря)

Церковь Иоанна Предтечи расположена на левом живописном берегу реки Молохты, на холме при въезде в село. Построена вместо старой деревянной церкви из кирпича на бутовом фундаменте в 1789–1797 годах. Колокольня не сохранилась. Характерный для местной архитектуры небольшой сельский храм в формах раннего классицизма с элементами барокко.

В пространственной композиции бесстолпного одноглавого трехчастного храма выделен двусветный куб под купольной граненой кровлей, увенчанный луковичной формы главкой на четырехгранном, со срезанными углами, барабане. К нему примыкают сильно пониженные объемы закругленной апсиды и квадратной трапезной.

Основой декоративного убранства являются четырехпилястровые портики на всю высоту боковых фасадов с антаблементами, раскрепованными над угловыми пилястрами, и треугольными фронтонами. Прямоугольные окна нижнего яруса на всех объемах заключены в простые рамочные наличники со спусками боковых сторон. Окна второго света лишены обрамлений. Несколько более сложной барочной трактовкой отличаются барабан главки и прямоугольные рамки с выступами между окнами первого и второго света. Храм перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном, с плавным изломом лотков на внутренних ребрах.

Трапезная имеет коробовый свод, в алтаре — конха. Сохранились незначительные фрагменты масляной живописи конца XIX века.

e. Настоятельский корпус

Настоятельский корпус построен в 1806 году. Он расположен к юго-западу от восточных главных ворот пустыни и к югу от церквей, образуя вместе с ними планировочный треугольник. Корпус двухэтажный. Низ кирпичный, обмазан тонким слоем извести, верх — деревянный, обшит тесом. Не исключено, что верхний этаж выстроен несколько позже. По сохранившимся формам декора нижнего этажа (плоским нишам, в которых помещены окна, следам наличников, карнизу «сухариками») видно, что дом имел вид постройки в стиле классицизма. Примыкающее к главному фасаду деревянное крыльцо, завершенное треугольным фронтоном на кронштейнах, также выполнено в формах классицизма. Деревянные лопатки, украшающие стены верхнего этажа, наличники его окон, а также детали крыльца выделялись светлой покраской.

Внутренняя первоначальная планировка первого этажа здания представляет собой систему сообщающихся, расположенных по одной оси трех симметричных помещений: большего центрального и меньших боковых. Входы в здание, по-видимому, располагались несколько иначе, в зависимости от места первоначальных несохранившихся сеней. На противоположном главному протяженном фасаде находится заложенный полуциркульный проем в нише.

В интерьере корпуса сохранились печи с частичной кафельной облицовкой первой половины XIX века. Изразцы белые с синим рисунком в виде ромба с цветком в центре. Полы деревянные, кровля железная.

Возле соборов на территории братского корпуса располагалось древнее кладбище. Кроме монахов, на нем были упокоены многие знатные миряне (по подсчетам Н. С. Стромилова, 23 человека). Среди них граф Федор Михайлович Шереметев (1787–1821), коллежский асессор и кавалер Степан Степанович Скалон (сохранилась гранитная могильная плита) и две его дочери — Дарья и Мария, а также Аграфена Петровна Протопопова. Имелись захоронения в подклети Успенского собора. На южной стене помещались медные доски с именами и гербами родов богатых вкладчиков и представителей родовитого русского дворянства: княгини Пелагеи Андреевны Щербатовой, графа Сергея Алексеевича Шереметева, графа Михаила Сергеевича Шереметева, графини Анны Аполлоновны Шереметевой (урожденной Дашковой). Кладбище было уничтожено в процессе многолетнего разрушения монастыря.

назад к оглавлению

Добавить комментарий