Обрусевший старинный французский род на службе России

Skalon_Anton_Antonovich

Генерал-майор Антон Антонович Скалон — герой войны 1812 года

На сайте Золотниковской пустыни уже публиковалась информация о Степане Степановиче Скалоне (1779–1842) – представителе старинного французского рода, похороненном рядом со стенами Успенского храма обители.

В настоящее время появились дополнительные сведения, которые позволяют подробнее рассказать о роде Скалонов.

На исторической родине – во Франции – представители этого рода писали свою фамилию с дворянской приставкой де. По легенде, дворянство родоначальнику де Скалонов пожаловал в 1098 году герцог Лотарингский Готфрид Бульонский – один из предводителей Первого крестового похода и основатель Иерусалимского королевства. Отличившийся при штурме арабской крепости Аскалон французский ратник был возведён в рыцари с почетным прозванием «де Аскалон» – из Аскалона. Потомки переиначили эту фамилию в де Скалон. Известно, что гугенот Жорж де Скалон из-за религиозных гонений во Франции в 1686 году переселился в Швецию к единоверцам-лютеранам. А уже в первой половине XVIII века его сыновья Даниил и Стефан перебрались в Россию. Даниила Георгиевича де Скалона, флигель-адъютаната князя Трубецкого, полковника Киевского драгунского полка (умер в 1747 году) считают основателем русской ветви де Скалонов.

Ветвь_Скалона

Коллежский асессор Степан Степанович Скалон жил в своём имении сельце Медведково в приходе погоста Сухода Суздальского уезда. Именно в Богородице-Рождественской церкви этого погоста были крещены его дети от брака с дочерью покровского уездного предводителя дворянства 1800-х гг. лейб-гвардии подпоручика Петра Александровича Протопопова Анной Петровной. У четы Скалон известны четверо сыновей и две дочери. Степан Степанович похоронен в Золотниковской пустыни. А его двоюродный брат Антон Антонович является знаменитым героем войны 1812 года, героически павшим при обороне Смоленска от войск Наполеона. О нём мы и расскажем.

Родился Антон Антонович 6 сентября 1767 года в Бийске в семье драгунского полковника Антона Даниловича Скалона. В1775 году восьмилетнего Антона зачисляют рядовым лейб-гвардии Преображенского полка. Это явилось одной из наград его отцу за активное участие в усмирении пугачевского бунта.

Карьера молодого Скалона развивалась без потрясений. В 1783 году 16-летний юноша получил офицерский чин поручика в Сибирском драгунском полку. Через три года он уже был капитаном, а спустя 7 лет – майором. Продвижение в чинах было достаточно быстрым для дворянина и генеральского сына. С начала 1798 года карьера А. А. Скалона прямо-таки взорвалась фейерверком чинов и наград. Секрет головокружительной карьеры был в его личных человеческих качествах и военно-организаторских способностях. За ревностное служение и содержание Иркутского драгунского полка в отличном состоянии А. А. Скалон получает чин полковника и назначается командиром драгунской бригады.

В 1800 году Антон Антонович побывал в Петербурге, был представлен императору Павлу I и пожалован чином генерала-майора. Монарх благосклонно отнёсся к генералу и представил его членам царствующего дома: «Это мой сибирский Скалон».

После государственного переворота 1801 года новый император Александр I подписал 27 ноября 1802 года прошение об отставке А. А. Скалона с почётным правом ношения мундира.

В 1806 году Россия, ведущая войну с Французской империей, как никогда нуждалась в опытных генералах. Многие из них вернулись на службу, призванные чувством долга перед Отчизной. По просьбе самого Императора вернулся в армию и А. А. Скалон. Снова он командует эскадроном сибиряков, снова его полк становится лучшим не только в Сибирском корпусе, но и во всей драгунской кавалерии Российской империи. Через пять месяцев в его послужном списке появляется резолюция командующего войсками Сибири генерала-лейтенанта Н. И. Лаврова, что генерал Скалон «к повышению достоин, своим служением предан». В этом же документе есть записанные собственноручно Скалоном краткие автобиографические сведения, которые сообщают, что он «французской нации из дворянства, уроженец российский, лютеранской веры, российскую службу принял навечно и по отставке желает остаться в России и на подданство со своими детьми присягу принял».

В 1807 году драгунский генерал Скалон руководил передислокацией размещённых в Сибири регулярных полков на западные границы России. К началу войны 1812 года генерал-майор Скалон командовал драгунской бригадой, состоявшей из Сибирского, Иркутского и Оренбургского полков.

А. А. Скалон был женат на дочери бригадного генерала Каролине Христофоровне Кеслер и к началу войны 1812 года имел пятерых сыновей. Опасаясь за свою семью, он отправляет жену и детей к своему младшему брату Александру, подполковнику в отставке, небогатому помещику в его имение Араповка Белгородского уезда Курской губернии. У Александра было восемь детей, но он с радостью принял семейство брата.

Находясь на фронте, А. А. Скалон вёл переписку со своей женой. В одном из писем на вопрос жены о возможном исходе войны он писал: «Бог русских никогда не оставлял. Хотя враг и зашёл далеко, но он падёт от оружия нашего».

5 августа 1812 года под Смоленском шли тяжёлые боевые действия. Французская армия вошла в город. А. А. Скалон находился в первых рядах последнего эскадрона. Французы обстреливали наши позиции из артиллерийских орудий. Всё было в пороховом дыму. На следующий день корпус генерала Дохтурова, в котором воевал Скалон, покинул город. О судьбе генерала Скалона долго ничего не было известно. Подлинные сведения об обстоятельствах его гибели и месте погребения его близкие получили только в конце 1813 года. Оказалось, что тело сражённого картечью российского генерала было обнаружено французами 6 августа на следующий день после кровопролитного боя у Молоховских ворот.

По личному указанию императора французов, герой был предан земле у стен Королевского бастиона Смоленской крепости с отданием всех почестей, приличествующих его воинскому подвигу, с ружейными и артиллерийскими залпами. Отдавая дань мужеству А. А. Скалона, французский император сам присутствовал на погребении и по русскому обычаю бросил горсть земли на его могилу.

Спустя сто лет, 5 августа 1912 года на месте захоронения А. А. Скалона был воздвигнут обелиск из серого гранита с выбитым на лицевой грани крестом. Это памятник от благодарных потомков – внуков павшего героя, генерала-адъютанта Георгия Антоновича и генерала от кавалерии Дмитрия Антоновича Скалонов. Памятник до наших дней не сохранился. На его месте установлен новый обелиск из розового гранита.

Подвиг генерала — майора Антона Антоновича Скалона описан в стихотворении «Земляки»:

В час имперского парада

И в будни ратных дней лихих.

Его драгунская бригада

Была среди передовых.

Бой под Смоленском принимая,

Отважный генерал с Алтая,

Российский командир эпохи

Наполеоновской войны

Положил жизнь за честь страны,

Картечи дробь приняв на вздохе.

В одном из залов знаменитой Военной галереи героев Отечественной войны 1812 г. в Зимнем дворце среди 332-х портретов военачальников русской армии есть портрет генерала средних лет в парадном драгунском мундире с золотыми эполетами, грудь его украшают четыре ордена за воинскую доблесть: орден святого великомученика и победоносца Георгия 4 степени, орден святого равноапостольного князя Владимира, ордена святой Анны 2-ой и 3-ей степени. Портрет выполнен в мастерской художника Джоржа Доу.

Потомки А. А. Скалона в основном служили России на военном поприще. Обрусевший старинный французский род дал России 12 генералов, почти все они пожалованы государственными наградами. В роду Скалонов несколько Георгиевских кавалеров.

Так многие поколения Скалонов на протяжении нескольких веков верой и правдой служили России, не щадя живота своего, не посрамив своего древнего французского рода.


Источники и примечания

  1. По материалам издания «Галерея славных людей города Бийска» (издание № 1).

  2. Священник Стефан Удинцов. Поминальник.

  3. Николай Фролов «Скалон без приставки “де”».

  4. Фрагмент генеалогического древа Скалонов.

Добавить комментарий