
старец Моисей
1 июня мы отметили первую годовщину успения блаженной памяти старца Моисея Святогорца, который долгие годы провел в борьбе с серьезными заболеваниями. Тем не менее эти испытания он обратил в бесценный духовный опыт, которым впоследствии делился со своими ближними. Почитая его преподобную память, мы публикуем первую часть его известной речи, которая как раз и посвящена христианскому подходу к болезням.
Любая болезнь, в особенности длительная и представляющая угрозу для жизни, часто является непонятной и нежелательной, становится потрясением, приносит беспокойство, волнение, страх и скорбь. Главным образом, сегодня, в современную эпоху, в обществе гиперпотребления, в мире, полном комфорта, неугасимой жажды наслаждений, удовлетворения материальных благ и поиска легких решений, различных “обезболевающих”, великое таинство боли становится неудачей, несчастьем, наказанием, проклятием, и мы подходим к нему лишь со страхом и ужасом. А порой и с огромным недоумением, множеством сложнейших вопросов и сомнений. Даже ум мудрого человека мучается размышлениями и думами, из-за чего боль его усиливается, вместо того чтобы уменьшиться: “потому что во многой мудрости много печали” [1].
Выходом из этой ситуации становится духовный путь, христианская вера, православная традиция. Евангелие освещает общечеловеческую драму, не оставляя человека в одиночестве, отчужденности и отчаянии. Святой Иоанн Златоуст характерно подчеркивает: “Нет человека, который, проводя эту изменчивую жизнь, был бы без горестей; если не сегодня, то завтра, если не завтра, то после, горести приходят. Как невозможно человеку не испытать смерти, так и – прожить без скорбей” [2].
Для многих остается непонятным, является ли боль злом сама по себе или же последствием зла, и какова связь между ними. Согласно православному богословию, зло, тление и смерть пришли в нашу жизнь после грехопадения первых людей [3]. Изобретателем и создателем зла, боли, греха, тления и смерти является не Бог – Всеблагой, Многоблагоутробный, Воплощение благости – но дьявол. Конечно, определенная доля вины и ответственности лежит и на человеке, который по своей свободной воле ослушался Божественного приказа, тем самым уменьшив свою любовь к Богу, и согрешил.
Болезнь не является, как некоторые полагают, наказанием разгневанного, раздраженного, карающего и мстительного Бога, посылаемым согрешившему. Ведь мы знаем и больных святых. Существует некий ошибочный взгляд, что Бог посылает лишь дары, богатство, здоровье, долголетие и безоблачное счастье. Даже для христиан перипетии, испытания, искушения, болезни и страдания являются соблазном. Имеет место и закладываемая в нас неправильная установка, что в жизни мы всегда будем первыми, не испытаем волнений, трудностей, страданий, несчастий и даже каким-то образом – это мы говорим тихим голосом – не умрем. Но спустившись на землю, став объективными реалистами, мы должны признать, что неудачи все же преобладают в нашей жизни. И мы оказываемся совершенно неготовыми к этим поучительным моментам, которые, если мы воспользуемся ими, смогут даровать нам духовное взросление и душевное совершенствование.
К сожалению, наша эпоха, столь развитая технически, вместе с комфортом и удобством, приносит человеку многие психические и духовные недуги. XX век характеризуется как век психиатров, поскольку в этот период существенное развитие получили психические заболевания. Однако и телесные недуги не оставляют пустыми больничные койки. Страдание не закрывает за собой дверей. Человеческая алчность и нечестие загрязнили природу, окружающую нас среду, которая теперь жестоко мстит, загрязняя загрязнившего ее. Медицинская наука, несмотря на свой внушительный прогресс и великие достижения, не смогла полностью изгнать из человеческой жизни боль и помешать преждевременной смерти стольких наших ближних, в том числе и детей.
Отношение к больным раком: ошибки и рекомендации
Теперь мы переходим к теме горькой и непростой. К сожалению, сегодня больной раком воспринимается нами так же, как некогда прокаженный. Наше отношение к ним противоестественно. Оно имеет элемент ложной жалости, которую больной легко распознает, и, если не сказать больше, скрытое чувство чванливости своим здоровьем, ощущение некоего превосходства, силы и авторитета, которые неизвестно, имеем ли мы в самом деле, а если имеем, то сколько это продлится. Раковый больной часто страдает и от серьезных психологических осложнений, влияющий – что естественно – и на ход его телесной болезни, в особенности, на ее конечной стадии, а также на восприятие смерти. Согласно статистическим данным, практически все люди, узнающие о том, что больны раком, впадают в волнение и страх [4].
В ходе болезни развиваются некоторые защитные механизмы, и больные определенным образом приспосабливаются к новому положению вещей. Однако часто наблюдаются серьезные психические расстройства, такие как депрессия, стресс, чувство вины, бессонница, страхи, фантазии, а порой и амнезия, паранойя и жажда смерти. В этих тяжелых случаях терминальной стадии может появиться враждебность к окружающим, меланхолия, подозрительность, отчужденность, суицидальные наклонности. Я думаю, что это является огромной ошибкой и больного, и врача – всегда отождествлять рак со смертью. Все мы призваны проанализировать и выработать новый подход к больным, отвечая их глубочайшим духовным и эмоциональным потребностям. Не будем ограничивать свой интерес лишь правильной дозировкой лекарств. Следует наладить сотрудничество с психиатром, психологом, социальным работником, хорошим медбратом, терпеливым родственником, духовным отцом, равно как и с самим больным. Понимание со стороны окружающих и должная поддержка существенно облегчают восприятие боли, несение своего креста и страх смерти.
Вуаль смерти расстилается повсюду. Смерть, как естественная, так и противоестественная, наводняет ежедневные новости: войны, дорожно-транспортные происшествия, загрязнение окружающей среды, насилие, разбой, преступления, эпидемии и неизлечимые заболевания. Каждый день приближает нас к смерти. Это единственное, в чем мы можем быть уверены, но, тем не менее, не думаем об этом, а если и думаем, то не должным образом. Все мы восклицаем: “Не говорите о смерти!” Современный человек из-за страха смерти умирает еще до наступления естественной смерти. Лишь крепкая вера может умерить ужасный страх смерти, мучающий человека. Телесная смерть – это отделение души от тела. И если эта неизбежная смерть предваряется смертью духовной – уступкой греху – то и телесная смерть становится еще более трагичной, безысходной и безнадежной.
Если человек не верит в загробную жизнь, его трудно утешить. Бессовестная, недостойная и бессознательная жизнь усугубляет и страх смерти. Для монаха память о смерти является душеполезной. Каждое утро он просыпается, словно в первый раз в жизни, и каждый вечер ложиться спать, как в последний. В результате, он не устает от однообразной действительности и не живет в постоянных мечтах и неосуществимых планах, будто он бессмертный уже на земле. На Святой Горе говорят: “Если не умрешь, прежде чем умереть, не умрешь, когда умрешь”, имея в виду умерщвление страстей до гроба. “Христос умер по-настоящему, однако сделал это, чтобы встретить человека в его привычной среде – тлении, смерти, скорби, разочаровании и бессмысленности – и воскресить его” [5]. Своей смертью Он победил смерть: “Смертию смерть поправ и сущих во гробех живот даровав”.
Речь была произнесена в аудитории гостиницы “Македония” в Салониках в рамках Пятой научной конференции на тему: “Профилактика и своевременное диагностирование гинекологического рака” 25 мая 2001 года. Часть доклада была опубликована в книге “Святая боль” (Ο άγιος πόνος, Αθήνα 2005, σσ.94-104).
Продолжение следует…
[1]Еккл. 1,18
[2] Patrologia Graeca Т.62, С. 604.
[3] Быт. 3, 5-7.
[4] И. Вакаликос “Больные на терминальной стадии”. Материалы Шестой общегреческой онкологической конференции . Салоники, 1991. С. 55-58.
[5] П. Г. Кунавис “Боль”. Афины, 1994. С. 128.