Паломничество в Святой Ватопедский монастырь

vat2Это был первый монастырь, который я посетил в начале марта 1997 года. Я пришел в восхищение. Он больше напоминал замок, нежели монастырь. Внушительные башни, царственно величественные железные балконы, византийские аркады монашеских келий, которые, прочно скрепленные одна с другой, дают покой, пусть и временно, славным небесным святым. Похожие на крепость ворота, бесчисленные часовни, повсюду распространяющие святость. А что уж говорить о внутреннем дворе! Один из самых просторных на Святой Горе! Свят и велик Ватопедский монастырь: территория в тридцать пять тысяч квадратных метров полностью застроена. Некоторые слова и образы тех лет до сих пор всплывают в моей памяти. Ватопедский монастырь – гордость и слава Афона и всего восточно-православного монашества.

Ктиторами и основателями монастыря считаются три монаха из Великой Лавры, которые около 980 года н.э. прибыли в этот район и, объединив несколько пустующих келий, создали монастырь. “Названием своим он, по всей видимости, обязан многочисленным ежевичным кустам, произрастающим в этом районе, и считается вторым по древности монастырем Святой Горы после Великой Лавры: во втором типиконе Святой Горы 1046 года он занимает второе место в иерархии афонских монастырей. Ватопед процветал и получал поддержку византийских императоров из династии Комнинов. Однако позднее он терпел разрушения от набегов каталонских пиратов и гонений византийских униатов” [1]. При поддержке и попечении Ватопедского монастыря с 1749 года начинает работу Афониада – богословская школа Святой Горы [2]. Монастырский кафоликон, впечатляющее сооружение X века, посвящено празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь сохранились росписи XIV века, многие из которых принадлежат к школе Панселиноса. Двадцать часовен расположены внутри стен монастыря и десять за его пределами. Мне вспоминаются утрени и скромные Божественные литургии в некоторых из них. Все, что я пережил тогда и впоследствии, хранится в “колчане” моего разума. Оно может – или, хочется верить, сумеет в будущем – взрастить безмерное уважение и почтение к Афону, породить несокрушимую веру, несказанное тайное стремление к монахолюбивой жизни и невыразимую благодарность, создать вечный вклад здравого православного участия и причастности к святогорскому монашеству, восточно-православному монашеству, которое веками стоит на страже Православной Церкви Востока, богословия и веры.

Ватопед, “резиденция Богоматери”, как его привыкли называть на Афоне, украшен семью чудотворными иконами Богородицы [3] и, что самое примечательное, честнейшим Ее поясом [4]. Великое множество святых мощей, среди которых имеется и честная глава святого Иоанна Златоуста, драгоценные реликвии, Евангелия, свитки, около двадцати тысяч печатных книг и другие бесценные сокровища денно и нощно хранятся в этом святом монастыре. Обитель имеет и самый большой на Святой Горе архондарик. Монахи по-авраамовски гостеприимны. На меня произвел большое впечатление тот факт, что здесь я встретил многих молодых ученых монахов почти из всех уголков земли. Они отреклись от мира, стали приверженцами исихии и уединения, дабы встретиться с самим Господом Иисусом Христом, Которого столь сильно возлюбили.

Также святому Ватопедскому монастырю принадлежат и подчиняются два скита: скит Святого Димитрия и скит Святого Андрея, известный как Серай. Монастырь Хиландар вырос из подчиненной Ватопеду кельи, которая в XII веке была подарена сербскому правителю Стефану Немани и его сыну – будущим ктиторам и первым жителям Хиландара. Незабываемые, потрясающие истории! Святая Гора наполнена святостью. Монашеские труды, нескончаемые богослужения, красота природы этой местности – все это поистине райские образы. Святой Великий Ватопедский монастырь. Гордость и оплот православных и святогорских идеалов.

На морском берегу близ Ватопеда мы часто вели беседы о молитве. Молитва – излюбленная тема всех монахов. Это их орудие, средство, с помощью которого они хранят мысли во Христе, остаются пламенными служителями Небесного жительства, вечными причастниками по благодати небесных и неизреченных Христовых Таин. Посвящая себя молению и краткой Иисусовой молитве, монахи прикасаются к опыту Божественного, неземным учениям, святому восхождению и аскезе. Таков Афон – духовная мастерская святых. Музыкальный улей, полных медовых голосов прекрасно поющих отцов, денно и нощно воспевающих и славящих Пресвятую Троицу. А их тяжелые ночные молитвенные бдения? Позволим же дикею скита пророка Илии, старцу Иоакиму, рассказать нам о них: “Ночная молитва для монаха – это некая жертва. Он жертвует сном ради молитвы, ради Христа. Днем все гораздо проще. Но монах стремится к труду. Скажите мне, когда щебечут соловьи? Конечно, не днем, а ночью, и в особенности на рассвете. Нам ниспослано благословение иметь стольких соловьев в лесах вокруг наших монастырей, и мы вторим их пению. Можно услышать, как на рассвете они начинают свои концерты. Так и мы, монахи, словно соловьи, просыпаемся рано и начинаем воспевать в песнях Бога. Пападьямандис назвал церковные гимны “песнями Богу”. В ночной тишине монах также предается молитве. И это нечто особенное. Существует предание, что ночью небеса открываются. Открываются уши ангелов, и они лучше слышат наши молитвы и скорее приносят их на небо. Поэтому в Церкви и установилась традиция, литургическая и молитвенная, молиться монахам, главным образом, в ночное время” [5].

Всеблагой Господь сподобил нас познакомиться с блаженной памяти старцем Иосифом Ватопедским. Некоторое время он жил за пределами монастыря, и мы не раз посещали его жилище. Образ его навсегда останется в моей памяти, как и его откровения о моем прошлом, то, как он поименно назвал всех членов моей семьи, а также его совет относительно важного жизненного вопроса, который занимал меня в то время. И все это было сказано мне еще до того, как я успел назвать ему свое имя. Это было в первый раз, когда я встретился со старцем.

Когда я говорю о Ватопеде, меня захлестывают воспоминания. С первого моего приезда сюда я особенно полюбил Госпожу Богородицу “Парамифию” (Утешительницу). Многие часы я провел в Ее часовне. Я помню абсолютно все: что поведал Ей, как удостоился Ее благодати. И Она никогда не огорчала меня, всегда оставаясь мне опорой и покровом в моей нескладной и грешной жизни, святой трапезой, отгонительницей врагов. Много раз я пел перед Ее святой иконой: “В болезнях, соблазнах и искушениях мы окружаем икону Твою, словно образ, и припадая, Владычица, поем, Утешительница, избави нас от них скоро” [6].

Сейчас, когда я пишу эти строки, уже наступает утро. Близится рассвет. Скоро запоют соловьи, о которых говорил старец Иоаким, скоро начнется всенощная монашеская молитва. Госпожа Богородица Утешительница! Как некогда в начале 1997 года, когда я впервые встретил Тебя, сподобь меня, ничтожного, всенощно и непрестанно воспевать перед святой Твоей иконой: “Трепещу тоскою, Мариам, разгорается во мне любовь, при виде красоты святой Твоей иконы, Дева, и не иссякнет во мне слава воспевать Тебя” [7].


[1] Βασιλειάδη Νίκου – Καλλίτση Γιώργου, Άγιον Όρος, Οδοιπορικό δέκα αιώνων, finatec, σελ. 51 (Никос Василиадис, Йоргос Каллицис “Маршрут десяти веков”).

О Ватопедском монастыре см. “Святой Ватопедский Монастырь”, 2 тома (Ιερά Μονή Βατοπεδίου, δύο τόμοι, έκδοση Ιονικής Τραπέζης, Αθήνα 1996). Монах Лазарь Ватопедский “Паломничество в Святой Ватопедский монастырь” (Λαζάρου μοναχού Βατοπεδινού, Προσκυνητάριον Ι. Μονής Βατοπεδίου, Άγιον Όρος, 1993).

[2] О школе Афониада см. Алкис Ангелу “Хроника Афониады. Исторический очерк на основе неизданных текстов” (Άλκη Αγγέλου, Το χρονικό της Αθωνιάδας (Δοκίμιο ιστορίας της σχολής με βάση ανέκδοτα κείμενα), στο περιοδικό ¨Νέα Εστία¨, Αφιέρωμα στο Άγιον Όρος, Χριστούγεννα, Αθήνα 1963, Χρυσοστόμου Λαυριώτου (Επισκόπου Ροδοστόλου), Όταν ελάλουν στον Άθωνα, Άγιον Όρος 2007, σελ. 243-292 και 328-331).

[3] Манолис Мелинос “Опыт святогорских отцов. Беседы в афонских монастырях” (Μελινού Μανώλη, Πείρα Αγιορειτών Πατέρων, ¨Συζητήσεις σε Μοναστήρια του Άθωνα¨ στη σειρά ¨Πείρα Πατέρων 2¨, Αθήνα 2001, κυρίως τις σελίδες 22-43).

[4] О поясе Пресвятой Богородицы см. “Новейший Энциклопедический Словарь”, Т. 9 (Νεώτερον Εγκυκλοπαιδικόν Λεξικόν Ηλίου, τόμος 9ος, σελ. 566). Манолис Мелинос “Опыт святогорских отцов. Беседы в афонских монастырях” (Μελινού Μ., Πείρα Αγιορειτών Πατέρων, Συζητήσεις σε Μοναστήρια του Άθωνα, σελ. 24-26). “Чудеса Святого Пояса” (Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, Θαύματα της Αγίας Ζώνης, Άγιον Όρος 2007).

[5] Манолис Мелинос “Старцы Афона. Афонская проповедь устами его отцов” (Μελινού Μ., Γέροντες του Άθω, Διδάσκει ο Άθως με την γλώσσα των Πατέρων του, στη σειρά ¨Πείρα Πατέρων 9¨, Αθήνα 2005, σελ. 98-100).

[6-7] Мегалинарии из молебного канона Госпожи Богородицы Парамифии.

Димитриос Ликудис, филолог-богослов.

Добавить комментарий