Само название «пустынь» предполагает место, удалённое от суеты, тихое,´ специально предназначенное для уединенных молитвенных подвигов. В словаре Даля «пустынь» определяется так: «Уединенная обитель, одинокое жилье, келье, лачуга отшельника, одинокого богомольца, уклонившегося от сует». Тот, кто был в Успенской Золотниковской пустыни, знает, что в ней царит тишина, располагающая к молитве, к уходу в ту «внутреннюю пустыню», о которой рассуждал Святейший Патриарх Кирилл на проповеди в 5-ю седмицу Великого поста 2015 года.
И в то же время Золотниковская пустынь расположена рядом с древним торговым путём из Москвы в Шую. Этот путь в широком смысле называется Стромынским (в узком смысле знаменитая Стромынка – это дорога от Москвы до Юрьева). И в настоящее время мимо пустыни проходит магистраль Москва–Владимир–Иваново.
Благодаря такому расположению пустыни в неё часто заезжали исторические личности. Пустынь посещали царица Прасковья Феодоровна (жена царя Иоанна V) с дочерьми, в числе которых была будущая императрица Анна Иоанновна, император Александр II, будучи наследником престола, со своими наставниками, историком Константином Ивановичем Арсеньевым и поэтом Василием Андреевичем Жуковским, князь Димитрий Пожарский с сыновьями, графы Шереметевы, академик Петер Симон Паллас и другие.
Конечно, одно положение у дороги не могло привлечь в обитель столько знаменитых людей. Сразу же после основания обители стараниями её основателя Ионы Головцына и братии была построена деревянная Успенская церковь, к которой в 1633 году был пристроен придел во имя св. великомученика Иоанна Белгородского. В этой церкви и побывал в 1642 году князь Димитрий Пожарский.
Имя князя Димитрия Пожарского тесно связано с Суздалем, близ которого находится обитель. В Спасо-Евфимиевом монастыре находится семейная усыпальница рода Пожарских. Там похоронены и родители князя Димитрия: отец Михаил Феодорович и мать Мария Феодоровна. Видимо, в начале 1642 года, незадолго до своей смерти, последовавшей 30 (20 по ст. ст.) апреля этого же года, князь Димитрий со своими сыновьями Петром и Иоанном навещал могилы родителей. Молитву он дополнял милостыней. Так, и в Золотниковскую пустынь он пожертвовал «по своих по родителях по рогоже соли с году на год беспрерывно». В благодарность род Пожарских был внесён в монастырский синодик.
В Золотниковскую пустынь князь Пожарский приезжал по древней дороге Балахонке, которая шла от Владимира через сёла Мугреево, Холуй, где располагались имения князя Димитрия Пожарского, в Нижний Новгород. Близ села Эдемского князь сворачивал на Суздаль, а оттуда и до Золотниковской пустыни совсем было близко.
В середине XVII века возник каменный ансамбль храмов: Успенского, Казанского и надвратного храма во имя Всех Святых. Купола, кресты храмов были прекрасно видны с проезжей дороги, и благочестивые русские люди не могли проехать мимо, не зайдя помолиться в обитель.
Направляясь по почтовому тракту из Владимира в Шую, 12 мая 1837 года сюда заехали и наследник престола Александр II со своими наставниками К. И. Арсеньевым и В. А. Жуковским. Отправляя сына в путешествие по России, император Николай I повелел, чтобы в тех местах на дороге, где находятся достопамятные заведения или «исторические предметы любопытства», ближайшие начальники ожидали цесаревича и «показывали оныя». Видимо, и на дороге из Владимира в Шую царственного путешественника встречал игумен монастыря с братией и проводил его в обитель. Там будущий император наверняка узнал, что именно здесь принял монашеский постриг столь почитаемый его предком Петром I святитель Митрофан Воронежский.
И сейчас пустынь стоит на оживлённой дороге, поэтому и добраться до неё совсем несложно: от Москвы, Владимира до Шуи, Иванова и обратно ходит много автобусов. Но, как и раньше, попав в обитель, сразу же забываешь о мирской суете и оказываешься во «внутренней пустыни»: в уединении, которое, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, столь необходимо для того, чтобы провести «трудную работу по преобразованию собственной души».