Бог говорит с нами. О чтении Евангелия

По церковному обычаю — за неделю до положенного по уставу срока —на шестой седмице Великого поста в храмах начинают читать Четвероевангелие.Чтобы мы были в состоянии усвоить пищу, которую предлагает нам Господь.

Все знают эту тайну Церкви: когда мы молимся — мы говорим с Богом, когда читаем Евангелие — Бог говорит с нами. И одно без другого не существует. Завершая Четыредесятницу нашей молитвы, будем слушать с трепетом, что говорит нам Бог. На самом деле не мы ищем Бога, а Он ищет нас. Вернее, как свидетельствуют святые отцы, мы не искали бы Его, если бы Он прежде не искал нас. И оттого что Он первый говорит с нами, мы можем говорить с Ним.

Мы начинали Великий пост воспоминанием Адамова изгнания из рая. Бог первым говорит с нами: «Адам, где ты?» Он говорит с нами, а мы находимся очень далеко от Него. Бог зовет нас, Он любит нас, а мы живем закрываясь от Него. И если мы делаем попытку приблизиться к Нему (например, Великим постом), нам тоже бывает трудно (даже в таинстве исповеди) по-настоящему открыться Ему. Таково свойство нашего падшего естества. Мы нуждаемся в этом постоянном зове Господа: «Где ты?» Мы заблудились, удалившись от Бога, и спрашиваем с изумлением: «Разве может быть такое, чтобы Бог говорил с нами?»

И вот настало время, после многих дней очищения нашего сердца, когда нам дается узнать этот неслыханный дар. Бог бесконечно великий, непостижимо милостивый, весь исполненный любви, говорит с нами! Он говорит с нами, приподнимая завесу тайн, и открывает наши глаза и слух, сердце и ум — «к разумению Писаний». Он и раньше постоянно говорил с нами, открывая Себя в сотворенном Им мире, во всех событиях истории и нашей личной жизни, и в жизни тех, кого Он называет Своими братьями меньшими. Как в Евангелии, Он говорит с нами через них, и так будет всегда продолжать говорить, когда мы выйдем из храма.

Но прежде всего, Бог говорит непосредственно с нами лицом к лицу. Это Само Превечное Слово, Которое Бог Отец произносит в Духе Святом. Бог явился в человеке, и дар Воплощения Христова — самого великого Откровения — в том, что Бог говорит с нами на человеческом языке. Священник читает в храме Евангелие или мы где-то с молитвой читаем его, а Бог говорит: «Се, стою у дверей и стучу».

В Евангелии есть места очень таинственные, кажется, абсолютно непостижимые. Мы не знаем, как применить эти слова в нашей жизни. Но есть другие — беспощадно ясные. Если мы будем отвсего сердца стараться быть верными тому, что мы понимаем, это приведет нас к пониманию того, что остается таинственно непостижимым. Если мы должны по возможности делать простым то, что нам кажется сложным, это не значит, что нам надо усложнять то, что просто. Когда Христос говорит нам: «Не мсти засебя» или «да будет слово ваше: да, да и нет, нет, а что сверх того, то — от лукавого», Он ждет отнас только послушания. И никакие наши рассуждения здесь не помогут. Нам поможет только, если мы будем стараться хранить в себе — нашей верой и нашей надеждой — слово, которому мы хотим повиноваться. Между ним и нашей волей должен как бы быть заключен договор — Новый Завет жизни.

Станем добре! Великой Четыредесятницей мы уготовились к слушанию. Пусть возрастает в нас жажда принятия Его истины и любви! Пусть исполнится в нас Его обещание, которое Он нам дает: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». И далее — превосходящие всякое разумение Его слова: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3, 20—22). Пусть непрестанной будет в нашем сердце молитва об этом даре, соединяясь со словом, которое есть жизнь вечная.

Протоиерей Александр Шаргунов,
настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России.

Добавить комментарий