Рождественское послание епископа Шуйского и Тейковского Матфея

Епископ Шуйский и Тейковский Матфей обратился с традиционным Рождественским посланием к пастве Шуйской епархии.

Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, братья и сестры, все христолюбивые чада Шуйской епархии!

Всех вас сердечно поздравляю со вселенским праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа! Рождество Христово стало началом нашего летоисчисления, оно освящает начало каждого года. Рождество знаменует начало нашего спасения, избавление от рабства греху и насилия диавола. Господь пришел в мир ночью, которая символизировала нравственную тьму человека, и пришествие Христа стало началом духовного рассвета. Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Представь, как было бы величественно, если бы мы увидели солнце сшедшим с небес, идущим по земле и отсюда изливающим на всех лучи свои… Подумай и рассуди теперь, как величественно видеть Солнце правды, изливающим лучи свои из нашей плоти и просвещающим наши души». Люди видели этот Свет (1Ин 1:5), освящались и наполнялись Им, и многие возлюбившие этот Свет оставили всякую тьму и стали истинными причастниками вечного Света в вечной жизни.

Евангелие повествует нам, что Рождество Христово и связанные с ним события были чудесны и величественны. Свидетели пришествия в мир Господа – Пресвятая Дева Мария, Иосиф Обручник, праведные Захария и Елисавета, старцы Симеон и Анна – водились особым внушением Духа Святого. Простые же люди, слышавшие благую весть о пришествии Мессии, – Вифлеемские пастухи, жители Иерусалима – исполнялись духовной радостью и «дивились тому» (Лк. 2:18). Но с другой стороны, Рождество случилось сокровенно и таинственно: Бог намеренно устранился от славы мира сего и утаил ту небесную радость от людей, чуждых Ему. Святому семейству не нашлось места в гостинице Вифлеема, в том числе и потому, что рождение Божественного Младенца было устроено вдали от шума и любопытства праздных людей, чтобы святые ясли остались для них неприкосновенными.

Являясь в мир, Христос сразу обращается к внутреннему человеку: Он смотрит на его сердце, расположено ли оно к святости, готово ли оно к принятию Спасителя. Первым среди иудеев Бог открылся не знатным учителям веры – фарисеям, но простосердечным пастырям, а первым среди язычников – восточным мудрецам, которые благоговейно чтили пророческие слова о рождении в Палестине Царя Иудейского. Принять Мессию означало не только признать Его и искренно уверовать в Него, но и быть готовым шествовать с Ним, принять образ Его земного пути. Поэтому Господь открывался людям, способным к хранению чистоты, простоты и верности.
О Младенце Христе старец Симеон пророчески сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Иисус Христос сравнивается в Священном Писании с камнем: для уверовавших в Него Он есть камень краеугольный и драгоценный, на котором зиждется Церковь, а для тех, кто пренебрегает Им, – это «камень претыкания и камень соблазна» (1Пет. 2:7). Этот камень, как сказал Сам Господь, «на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44) – это толкуют так, что люди, отвергнувшие при жизни Камень-Христа, сами будут отвергнуты и осуждены во Втором Пришествии Господа. И каждый из нас сам может стать живым камнем в здании Церкви и противостоять всем колебаниям и распрям.

Ангелы в Вифлееме возвестили, что Христос принес на землю «мир и благоволение» (Лк. 2:14), но этот мир – мир сердца человека, в котором покорен грех и водворилась благодать Божия. И слова Спасителя «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34) означают то, что внешние силы будут воинствовать на тех, которые приняли слово веры, кто устраивает свою жизнь по правилам благочестия и хранит мир Христов. Внутренний, душевный мир, даруемый Христом Своим служителям, всегда подвергается большим испытаниям. Как ясно это происходило в течение двух тысячелетий истории христианской Церкви и как верно это сбывается сейчас!

Самые последние события на Украине, всколыхнувшие не только православное сообщество, но и взволновавшие весь мир, с очевидностью свидетельствуют, что брань на Церковь Христову вновь усиливается. Прямо или косвенно, усилиями политиков или лжепастырей – как и в прежние времена Единая Церковь подвергается опасности изменить свое Богом данное устройство, утратить свою внутреннюю сущность. Можно сказать кратко: Православной Церкви неприкрыто и дерзко предлагается жить без Христа, по правилам века сего. И мы с сожалением констатируем, что почти не слышно голосов в мире, которые могли бы дать достойную оценку этим лукавым намерениям. Всё это означает и то, что «меч веры» вновь разделяет последователей Господа Христа и Его гонителей – какими бы лозунгами те ни прикрывались. Перед православными людьми предстоит ясная, но очень трудная задача: оставаться христианами и духом узнавать, где подлинная Церковь и правда Христова, а где ложь и коварство.

Грядущий год назван годом молодежи, и Церковь давно возвышает свой голос о проблеме воспитания молодых людей. В нынешних условиях колоссального информационного давления, оказываемого на каждого человека, души еще молодые и не утвердившиеся изначально ставятся в расположение ко греху, в них подрезаются самые ростки религиозности. Большинство молодых людей теряют обычные увлечения для своего возраста, становятся безразличны к чтению литературы и пониманию искусства. Они постоянно соприкасаются со средой цинизма, когда дискредитируются естественные чувства патриотизма и долга. Многие молодые люди заражаются примером своих родителей, которые свели свои личные цели лишь к получению материальных благ и комфорта. Педагоги говорят, что если с трех до семи лет ребенок пребудет в семье в атмосфере любви и согласия, в среде религиозных ценностей, то есть большая надежда, что к периоду взросления он может сохраниться как целостная личность, не предпочтет дешевые ценности псевдосвободы, которые так активно предлагает сегодня медиа-пространство.

Просим наших родителей и педагогов быть внимательными и усердными в деле попечения о наших детях, уделить достаточно времени, чтобы посеять в их душах семена добродетелей. Несмотря на лавину нынешних искушений, наши дети должны нравственно утвердиться, стать преемниками наших традиций и остаться рядом со Христом.

Не будем считать наступивший год сложнее предыдущих, не следует ожидать трудностей, превышающих наши немощи. Как и во все времена, Церковь Бога живаго стоит в ограде своей, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), живет со Христом и славит Его.

Обращаясь вновь к величию нынешнего праздника, можно привести слова святителя Григория Паламы: «Сегодня уравниваются достоинством Небо и земля, нет ничего необыкновеннее и восхитительнее Вифлеемской пещеры с ее яслями и пеленами Христовыми. Если взять всё, от века соделанное Богом для человека, то не найдется ничего более полезного и более божественного, чем Рождество Христово, которое мы празднуем сегодня». От всей души желаю всем жителям Шуйской епархии доброго здравия в наступившем году, мир, принесенный на землю Христом, да пребудет со всеми вами!

† Матфей, епископ Шуйский и Тейковский
Рождество Христово 25 декабря 2018 / 7 января 2019 г.
Град Шуя

Добавить комментарий