Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Сегодняшнее Евангелие — о званых на пир. В прошлое воскресенье Церковь говорила нам о злых виноградарях, напоминала о вождях израильского народа, которые сознательно — не потому что не знали, что Христос — это Мессия, а потому что знали это, — отвергли Его.

Сегодня снова говорится прежде всего о народе израильском, который был званым на пир веры Божией — в течение многих веков, чтобы он смог приготовиться к достойной встрече со своим Господом. И когда Бог послал Сына Своего Единородного в мир, то эти люди с презрением отвергли Его. И потому Бог послал вестников Своих к другим людям — к грешникам, язычникам, во все концы, на все дороги, на перепутья, чтобы всех призвать в Царство жизни.

Последствия отвержения были очень страшными, сказано в Евангелии. Разгневавшись, царь послал войско, и люди эти были преданы смерти, а город их сожжен. Это не только в притче — это происходило на глазах апостола евангелиста Матфея и первого поколения учеников Христовых. Иерусалим был окружен римскими войсками, разрушен и сожжен, и камня на камне не осталось, все было распахано. За то, что этот народ, который был зван в течение многих веков на встречу с Господом не принял Сына Божия.

Слово Божие говорит нам, что так бывает, и так будет со всяким народом, который отвергает путь следования за Христом. Исторический факт: если бы Израиль с верой, смирением, любовью принял Чаемого всеми народами, то судьба его сложилась бы совершенно иначе. Исторический факт: если бы Россия наша не отверглась от православия, от царя-помазанника, хранителя веры православной, пути ее были бы иными. И то разрушение, которое мы наблюдаем сегодня, происходит по единственной причине — безбожия. Желание устроить жизнь по своим понятиям и приводит к крушению.

А куда зовет Господь? Многие думают, что путь христианства трудный и даже мрачный. А Евангелие говорит нам, что Господь зовет к радости. Некоторые считают, что Евангелие — это ограничение свободы: не делай того, не делай другого, все эти заповеди лишают человека радости жизни, делают ее мрачной. А Господь зовет к такой радости, которая бесконечна, которая наполнит всего человека и здесь, и в вечности. И те, кто отказывается пойти за Христом, отказываются только от радости, больше ни от чего.

Мы знаем, о какой радости идет речь. Она дана нам в Церкви Христовой. Преподобный Серафим говорит, что если бы знал человек, какая это радость — быть с Господом, то согласился бы претерпевать любые скорби и страдания, лишь бы только прикоснуться к этой радости.

И обратим внимание еще на один интересный момент. Почему званые оказываются вне радости? Почему большинство людей вдруг повернулись спиной к Церкви Христовой? Они же не сразу идут на какое-то беспутство, на разгул греховный. Как сказано в Евангелии, им некогда отозваться на этот зов, потому что они заняты важной земной работой. Так легко человеку увлечься временным, что можно перестать видеть вечное. Так легко увлечься всем видимым, что забыть о невидимом. Так легко, и приятно слышать иногда голоса мира сего, приглашающего на свой пир, и стать глухим к зову Христа! Великая печаль жизни в том и заключается, что люди предпочитают худшее лучшему.

Горька судьба тех, кто отвергает Христа. Но самое страшное наказание не в том, что они претерпевают скорби. Самое страшное наказание — плач и скрежет зубовный, печаль о том, что они лишены радости, которую Господь хочет дать человеку.

И мы видим также, что те, кого Господь призвал, когда богоизбранный народ отверг Его, — те, кого Он, может быть, еще призовет на последнем повороте истории; те, кто как будто еще вне Церкви, но в ком живы совесть и стыд, чувство правды и справедливости — основания, на которых могут строиться подлинные радости жизни, — могут оказаться впереди тех, которые как будто находятся в Церкви.

Мы с изумлением можем только сознавать, что Господь призывает нас — подобно нищим, калекам, убогим, ничего собой не представляющим людям, вдруг приглашенным на брачный пир к самому Царю. Им и в голову никогда не могло придти, что это может с ними быть. Больше того, им нечем было это заслужить — это дар Христов. Причем дар Божий всем народам, каждому человеку. Нет ни одного человека, для которого были бы закрыты двери Царства Божия.

Но вхождение в эти двери означает, что человек должен принести с собой жизнь, достойную любви, которая ему дана. Человек не может жить уже той жизнью, какой он жил раньше, после того как ему открылась радость Христова. После того как он узнал, что такое настоящая радость, которую нельзя ничем замутить и нельзя отнять. Его жизнь уже не может быть такой же, какой она была до того, как он встретил Христа. Он должен облечься в новую одежду — в чистоту, святость, в то, что дает Христос.

И вхождение — это щедрое приглашение Христа всех людей к Себе — не означает, что человек грешный приходит для того, чтобы остаться грешником. Человек приходит на этот пир, вкушает этой радости, чтобы стать святым.

И вот, мы приглашаемся на этот пир, чтобы были у нас брачные одежды. О каких одеждах говорит Господь? Мы приглашаемся придти в брачных одеждах — так, как приходят люди на брачный пир. Конечно, не в грязной рабочей одежде приходим мы в гости к другому человеку. Даже внешним видом мы должны показать ему свою любовь и уважение. И в церковь мы тоже стараемся приходить в праздничной одежде.

Но Господь говорит не о внешней одежде. Сейчас все больше в церкви людей со свечкой в руке, которые утверждают свое могущество здесь, на земле, простирая его даже и до Церкви. И это страшнее, чем просто отвержение зова Господня на пир. К этим людям, и ко всем нам Господь говорит, чтобы мы задумались о том, что брачная одежда — одежда нашей души. Что мы должны со смиренным покаянием, любовью, благоговением входить в дом Божий, и если этого нет у нас, то не дерзать переступать порог храма.

Вот об этом задумаемся сегодня, помолимся Божией Матери, всем святым, чтобы они жизнью своей, облеченной в пресветлую Христову красоту, в благодать Его, научили нас так слышать зов Божий, чтобы мы узнали, что Бог дает неотъемлемую радость душам человеческим, всей Церкви. И благодатно действует во всех делах мира, когда мир участвует в празднике Господнем.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий