Слово в Успенской Золотниковской пустыни в день обретения святых мощей свт. Митрофана Воронежского

Сердечно поздравляю с праздником святителя Митрофана Воронежского. Он собрал такую многочисленную паству, потому что особенно любим на Руси этот праздник. Буквально на днях, работая с документами, я нашел прошение Священного Синода за 1832 год, в момент, когда случилось прославление святителя Митрофана.

В период царствования Николая I случайно затронули мощи, увидели, что они нетленные, случились чудеса, и сразу же Священный Синод обратился к Государю с прошением о прославлении святителя Митрофана: «Во дни благословенного царствования Вашего, Всемилостивый Государь, когда Святая Церковь с высоким утешением видит непрестанное Монаршее попечение о насаждении истинного благочестия в великом нашем Отечестве, Царю царствующих Господу Богу благоугодно было, к вящему утверждению оного, прославить особенными знамениями благодати память святителя, который во времена величайшего из предков Ваших служил благолепным украшением Российской иерархии. Неоднократные донесения о чудесных исцелениях, совершающихся в продолжение последних трех лет при гробе первого Воронежского епископа Митрофана, о явлении его в видениях многим прибегавшим к его заступлению в душевных и телесных недугах, сохранившиеся доныне верные сведения о святой жизни и патриотических доблестях его, общее в том крае благочестивое чествование его памяти, наконец, известие о нечаянном открытии нетленности его тела приисправлении каменного помоста в Воронежском кафедральном соборе побудили Синод ходатайствовать перед Вашим Императорским Величеством о Всемилостивейшем разрешении учинить предписанное законом распоряжение к удостоверению в истине всех сих необыкновенных событий. Вследствие Высочайшего соизволения на представление Синода ближайшее обследование сего дела возложено было на архиепископа Рязанского Евгения, местного епископа Антония и Московского Спасо-Андрониева монастыря архимандрита Гермогена, которые, присоединив к себе несколько лиц из Воронежского духовенства, по степени служения и по честности жизни наиболее пользующихся общественным доверием, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд, самого тела святителя Митрофана и, пригласив людей, испытавших на себеили видевших на домочадцах своих спасительное действие от благоговейного почитания памяти сего пастыря и призывания его на помощь, собрали от них под присягою и за рукоприкладством каждого подтвердительное о том показание. Ныне по получении от сей следственной комиссии подлинных достовернейших свидетельств о тех чудесных явлениях вместе с точным описанием, в сколь нетленном состоянии обретены смертные останки святителя Митрофана, преданные земле слишком за 128 лет пред сим, и по рассмотрении сего важного предмета со всем возможным тщанием Синод в полном убеждении истины воздал хвалу Богу, дивному во святых Своих и через молитвы и заступление их присно благодеющему твердой в Православии Российской державе, полагает тело Воронежского епископа Митрофана, в схимонасехМакария, признать за мощи несомненно святые, изнеся оные с подобающею честию из подземного склепа в кафедральный Благовещенский собор, положить в приличном и открытом месте для общего поклонения. Службу Преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную святителям, пока не будет составлена и Синодом одобрена особая ему служба. Память сего святителя праздновать в день преставления его 23 ноября. Объявить о сем во всенародное известие указами Синода. Всемилостивейший Государь! Синод, представляя сии положения на высочайшее Вашего Императорского Величества благоуважение, долгом почитает приложить к личному усмотрению Вашему подлинное донесение об освидетельствовании мощей святителя Митрофана и краткое описание чудес, о святости его удостоверяющих». На прошение была наложена резолюция: «Согласен с мнением Святейшего Синода о прославлении и почитании святителя Митрофана».

Такое событие случилось в 1832 году, когда святитель получил общероссийское признание, и мы знаем по описаниям чудес, что он имеет великую силу. Однажды один человек обращался к святителю Николаю и вдруг услышал от него: «Обращайтесь к святителю Митрофану, он к вам ближе, а мы с ним здесь на небе вместе». Этот изумленный человек, который не особо много знал о святителе Митрофане, молился всегда святителю Николаю, вдруг особенно начал почитать святителя Митрофана как нашего российского святителя, великого угодника Божия.

Милость Божия, что в нашей митрополии есть места, связанные с его жизнью, его служением, – это и Золотниковская пустынь, которая связана с его постригом. Конечно, мы понимаем, что он в небесных обителях не оставляет попечения о тех местах, где он служил, где молился, где понес свои труды и будучи священником, и будучи уже монахом. Конечно, это милость Божия ко всем нам, что мы имеем такого покровителя, что наша митрополия имеет такого покровителя: не только Воронеж, но и Ивановская земля особо связаны с этим великим угодником Божиим. Его жизнь была особо связана с Божией Матерью: к Ней он имел особую любовь, и постриг он принял в Успенской пустыни, и дальнейшие его труды были связаны со строительством Благовещенских храмов. Два храма Благовещенских он построил, и сам потом упокоился в Благовещенском соборе своими нетленными мощами.

Особыми были молитва его к Божией Матери и покров Божией Матери, неотъемлемый, который он стяжал своей смиренной жизнью. Мы видим, в каких делах он участвовал, и в хозяйстве, и с Петром I ему пришлось вести диалог. В добрых начинаниях, как строительство флота, он его поддерживал, а в худых он, конечно, старался изменить мнение императора и добивался того, что император Петр I уступал: убирал идолов с тех мест, в которые святитель не мог войти, и прислушивался к старцу, потому что почитал и очень любил его. И вот в то время была такая симфония властей: святителя Митрофана и императора Петра I, и это было на благо Отечеству.

Сегодня мы воздаем хвалу и молитвы этому угоднику Божию. Молимся, чтобы он нас не оставлял.

Всех еще раз поздравляем с праздником. Многая и благая лета!

Епископ Шуйский и Тейковский Матфей

Добавить комментарий