Слово в Неделю о Закхее

Два взгляда — Закхея и Христа — встречаются в сегодняшнем Евангелии, два взгляда, которые вначале не имеют ничего общего между собой. Закхей — иудей, но он — прислужник римских оккупантов, начальник сбора податей, и потому — паршивая овца, погибшая овца, предатель своего народа.

Однако он движим странным желанием «видеть Иисуса, кто Он», — сказано в Евангелии. Оттого что он мал ростом, всякий раз ему мешает толпа. Но когда Христос снова проходит через Иерихон, Закхей забегает вперед и вскарабкивается на смоковницу: отсюда он может свободно рассмотреть знаменитого Учителя. Смутное неосознанное любопытство привело его к этой встрече. 

А искал ли увидеть Закхея Христос? Евангелие ничего не говорит об этом. В любом случае, повиснув среди ветвей смоковницы, Закхей не мог избежать взгляда Христа. Достаточно было Господу поднять Свой взгляд, чтобы неизбежно встретить взгляд Закхея. И Господь, не колеблясь, поднимает Свой взгляд кверху — то, что было вовсе необязательно делать. Закхей привык к другому отношению: к лицам, которые окаменевали при его приближении, к глазам, которые отворачивались от него, к взглядам, которые избегали его или порой впивались в него, полные ненависти и презрения. С какой ясностью давали ему почувствовать, что он отлучен от народа Божия! 

Отношение Христа было к нему совершенно иным, и Его взгляд — совершенно иной. Христос останавливает его на Закхее. Он пристально смотрит на него. В первое мгновение Закхей мог удивиться и встревожиться. Взгляд Христа так мало походил на те, с которыми он встречался каждый день, или, вернее, он уже с ними не встречался, все эти взгляды ранили его, даже если он знал, что заслужил их. Но взгляд Христа не осуждает и не убивает. Он принимает его, обнимает и согревает его! Более того, он ласкает. Закхей — по-прежнему тот, кто он есть, — печальный начальник, несчастный предатель. Пусть так. Но взгляд Христа, как взгляд Бога, не делает здесь различия между нечестивыми и праведными. Закхей имеет право быть таким, каков он есть — более или менее грешником. В любом случае он любим Христом. 

Внезапный мир охватывает Закхея — глубокий покой. Что происходит? Он не верит своим глазам, но не может тем не менее сомневаться во взгляде Христа. И толпа тоже не верит своим глазам, изумленная еще больше Закхея. Что будет дальше? Осмелится ли прославленный Учитель обратить Свое слово к этому презренному человеку? И Христос действительно не ограничивается только взглядом, Он говорит с Закхеем. Он даже называет его по имени, как если бы это был Его старый знакомый, как если бы именно его, Закхея, Христос ждал на повороте дороги, повисшего на своей смоковнице. Как если бы Христос пришел в Иерихон с единственной целью встретить его, начальника мытарей!

Христос делает еще больше: Он не только говорит с Закхеем, но Он ждет еще его приглашения: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И вот, странный покой Закхея переходит в веселие. Не помня себя от радости, он кубарем летит со своего дерева и спешит воздать Христу честь своего дома и своей трапезы. Более того, намного более, — он решается раздать половину своих богатств нищим, то есть Самому Христу лично. Закхея не узнать. Достаточно было один раз принять его, подлинно принять в любви, взглядом Христа, чтобы он сделался способным в свою очередь принять других в своей любви. Он свободен сейчас от толпы, от того, чтобы праведники и фарисеи помешали ему видеть. «Он зашел к грешному человеку», — шепчутся они. Пусть так, Закхей — грешник, но он тем не менее любим Христом! Более того, он был любим Им всегда, поскольку Господь торжественно утверждает, что Он «пришел взыскать и спасти погибшее». Ибо нет иного исцеления для раны греха. Есть только любовь Господня, которая всегда больше нашего сердца, и Его благодать, которая преизобилует, когда умножается грех (Рим. 5, 20). 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союзам писателей России

Добавить комментарий