Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Сегодня у нас праздник Божией Матери в честь Ее образа «Знамение». Знамение милости Божией. Сама икона изображает тайну Рождества Христова — с нами Бог. Если с нами Бог, ничего не страшно. Какими бы скорбными ни были обстоятельства у каждого из нас, мы победим. Все наши скорби, все испытания означают только вхождение в победу Господню, в радость Господа нашего. Но путь к этой победе — через скорби.

Мы сегодня слышим в Евангелии об исцелении женщины, связанной сатаной в течение восемнадцати лет, которую Господь встретил в синагоге. Сам Христос говорит, что сатана связал ее. Она согнута к земле в три погибели. Она, как животное, смотрит в землю и не может поднять глаз, чтобы увидеть лицо человеческое, чтобы увидеть небо.

Вот грехопадение человека. Сатана обещал Адаму и Еве, что они будут как боги — и человек становится как животное. «Человек в чести сый не разуме, — говорит псалом, — приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48, 21). Вот цена обещания диавола человеку. Иногда Господь показывает нам это так, что мы не можем не содрогнуться. В событиях ли каких-то, на наших глазах происходящих. Или как сейчас в этой женщине, видя которую одни с ужасом отворачивались, потому что невозможно такое видеть — а другие, привыкая ее видеть, переставали ее как-либо воспринимать. Она уже не была для них человеком.

Святые отцы говорят, что равнодушие и жестокость по отношению к уродству человека не менее чудовищно, чем само уродство. Но Человеколюбец Господь, исполненный сострадания к роду человеческому, ко всем нам, согнутым к земле, увидел и в этой женщине душу, сотворенную Богом, чадо Авраамово.

Она — чадо Авраамово, потому что, несмотря на свою немощь, приходит в дом Божий, чтобы участвовать в богослужении. Другие — здоровые, сил полны, а что-то не видно, чтобы они так устремлялись в храм. Она — чадо Авраамово, потому что, исцелившись, прославляет Бога. Даже не человека Иисуса Христа благодарит, а прежде всего Бога. Она еще не знает, что перед ней Бог. Ей как бы уже приоткрывается тайна пришествия в мир Спасителя Богочеловека.

Что же происходит в храме с теми, кто видит это величайшее чудо? Начальник синагоги, учитель верующих, возмущен до глубины души. Чем он возмущен? Тем, что исцеление совершилось в субботу. Свет Господень просиял так сильно, что ослепил ему зрение. У него не хватает смелости взглянуть на Христа, но тем не менее он обличает Его, обращаясь к народу. «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний», — говорит он, ссылаясь на закон, данный Богом.

Смотрите, с какой легкостью он говорит о чуде, совершенном Христом, — как будто проще простого исцелить такую болезнь! Каждый день приходите исцеляться, в любой день, какая бы у вас ни была болезнь, только не в субботу, только не в святой день. Чудо исцеления в его глазах — обыкновенное дело. В то время как совершенно очевидно, что совершилось дело Божие, Сам Бог совершил великое дело.

Разве Бог, давая заповедь о почитании праздников, имел в виду, чтобы в них не было присутствия Божия? На языке Священного Писания благочестие и милосердие выражаются одним и тем же словом. И это значит, что дела милосердия и любви — это и есть дела благочестия.

Сегодняшнее Евангелие — об этой тайне благочестия и милосердия, о том, что одно неотделимо от другого. Милосердие — то последнее качество, которое должно остаться в человеке, если он хочет остаться человеком, то последнее испытание, которое будут проходить все на последнем и Страшном Суде. Однако невозможно научиться милосердию — самому главному, что есть в мире, — без благочестия, без молитвы, без почитания праздников, установленных Богом.

Посмотрите на Самого Спасителя. Хотя Он целые ночи проводил в уединенной молитве — тем не менее Он не оставляет и общей молитвы. Приходит в синагогу, в Иерусалимский храм и молится с верующим народом. Он делал это из смирения — для нашего научения, чтобы мы увидели, как нам достигнуть самого главного.

Истинное благочестие, говорит нам Священное Писание, заключается в том, чтобы хранить себя неоскверненным от мира и призирать вдов и сирот в их скорбях (Иак. 1, 27). Обратите внимание на эти слова апостола. И то, и другое сказано про все времена — а про наше время как никакое другое.

Сегодня среди небывалого растления тот, кто хочет быть благочестивым, должен сохранить себя неоскверненным от этого мира и научиться милосердию — призирать вдов и сирот. У нас в стране, по официальной статистике, около миллиона бездомных детей. А сколько миллионов детей растлеваются, можно сказать, самим сатаной, который хочет связать их души, чтобы они никогда уже не смогли выпрямиться к Богу!

Тайна милосердия — повторим еще раз — это тайна человека. Мы все знаем слова Господа: «Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). А в другом Евангелии Он говорит: «Будьте совершенны, как Отец Небесный совершен» (Мф. 5, 48). То есть милосердие — это не просто последний предел, благодаря которому человек еще может остаться человеком, но это совершенство, которое делает его подобным Самому Богу. Быть как Бог — Его святость предлагается мне, грешнику! И это будет моим вечным блаженством — таким же блаженством, какое есть у Бога. Если мы знаем, что такое благодать Духа Святого хоть в самой малой степени, мы понимаем, почему Господь говорит: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут» (Мф. 5, 7). У Бога призваны мы научиться быть милостивыми, как Бог, по отношению ко всем людям.

Милосердие должно быть Божественным, или его не будет. Кажется, невозможное требование предлагает нам Господь. Кто может спастись, если такова высота спасения? Однако то, что Бог требует, Он Сам дает, чтобы нам было, что давать другим. Где еще искать милосердия Божия, если не у Бога!

Господь всегда спешит на помощь туда, где нужда. И чем больше нужда, чем больше скорбь у человека, тем ближе к нему Господь. Когда Он проходит через Иерихон, через Сихарь или Капернаум, на ком останавливается Его взор прежде всего? На безымянных, на бездомных, на тех, кто отвергнут всеми. Таких людей, как эта согнутая к земле женщина, Он предпочитает другим. С ними, прежде всего, Он хочет соединиться любой ценой, а цена оказывается очень высока. Ему надо, чтобы они стали самыми близкими и для нас.

Господь доверяет их нам как наших друзей. И говорит, чтобы мы всегда приглашали таких на свой личный праздник (Лк. 14, 12-13). Для чего? Для того чтобы и мы были приняты Им вместе с этими людьми. Почему выделяет их Господь? Потому что они, говорит Он, не имеют, чем вам воздать. Но Сам Бог воздает за них, как если бы мы для Него Самого совершили наше дело милосердия. Он дает всего Себя, всю Свою благодать, все Свое милосердие, и нам открывается тайна Христова.

Будем размышлять об этом в течение всего Рождественского поста, в течение всей нашей жизни. О том, что есть тайна Воплощения Божия,что такое быть христианином. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что вера без дел мертва, точно так же как дела без веры. Самое страшное на свете — отделить дела благочестия и молитвы от дел милосердия. Когда это происходит, тогда сатана, который связал эту несчастную женщину, связывает отделяющего одно от другого начальника синагоги.

И мы видим, что ревность его не по Боге, не ради того, чтобы соблюдать Божии установления. Это иная, темная ревность, которая называется завистью и рождает злобу. И Христос, из-за того, что происходит это разделение благочестия и милосердия, осуждается на смерть первосвященниками и книжниками-богословами. Из-за этого разделения раскроется и раскрывается уже в самой Церкви «тайна беззакония». Все как будто соблюдено, а внутри — полная пустота, потому что происходит это разделение. Из этой пустоты явится самая страшная тьма — «человек беззакония», антихрист. Не человек милосердия, а человек самой великой жестокости, какая только может быть.

Святая Церковь открывает нам, что тайна милосердия и благочестия присутствует в самой тайне творения, потому что из любви Своей Господь восхотел сотворить разумные существа, которые могли бы быть причастниками Его Божественной жизни.

Тайна милосердия низвела Бога с небес на нашу грешную землю, где мы согнуты грехом, чтобы мы выпрямились и увидели, в чем заключается наша жизнь. Тайна милосердия и благочестия едина там, где Крест Христов и где Его Воскресение.

Единственное, что может по-настоящему исцелить человека от любой его неисцельной болезни — это Христово милосердие. Только оно является силой, побеждающей самую смерть.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий