Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, об исцелении гадаринского бесноватого

Господь показывает нам в Евангелии, что человек не может остаться нейтральным — он либо с Богом, либо с диаволом. А когда он с диаволом, то перестает быть человеком. Он может до такой степени терять себя, что от его имени начинают говорить бесы. Вся история существует для того, чтобы мы поняли, как страшно быть без Бога. И чем ближе развязка истории, тем более убедительные уроки преподает нам Господь.

То беснование, которое было в годы гонений на нашу Церковь в минувшем веке, кажется, не имеет аналогов. Как люди дошли до такого беснования? Через утрату Бога, через атеизм. А откровенный сатанизм, который все более активно насаждается сегодня в нашем обществе, естественно, приведет к еще более страшному беснованию. Вот о чем сегодня мы должны задуматься.

На архиерейском соборе 2000 года был прославлен в лике святых преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), который с 1928 по 1934 годы был настоятелем нашего храма святителя Николая в Пыжах. В годы гонений он принял священный сан, а затем и монашеский постриг. В тяжелейшее для Церкви время отец Гавриил ревностно совершал свое пастырское служение. Был одаренным проповедником, молитвенником, чудотворцем. Около четырнадцати лет отец Гавриил провел в заточении, испытав все ужасы и мучения тюрем и лагерей. Существует множество свидетельств, что это был поистине человек Божий. Достаточно упомянуть, что в камере, где находились одни убийцы, даже в заключении не прекращавшие убивать своих товарищей по несчастью, под его воздействием произошло такое преображение, что место заключения для многих из них стало местом спасения.

Отречение от Бога не проходило бесследно для всей страны. Приведем некоторые примеры беснования, с которыми пришлось столкнуться преподобноисповеднику Гавриилу, когда он находился не в тюрьме и не в ссылке, а совершал богослужение в приходском храме.

«После вечернего богослужения, — рассказывает отец Гавриил, — я имел обыкновение исповедовать. Ко мне на амвон с трудом, с помощью большой палки подошла старенькая беззубая старушка. Она еле двигалась. «Батюшка, исповедуй меня, завтра я хочу причаститься». «Хорошо, бабушка, подожди немного, выслушай молитвы перед исповедью». Она стояла рядом со мной на солее и молилась. После прочтения молитв она подошла ко Кресту и Евангелию. Чтобы не затягивать время, так как причастников было около двухсот человек, я предложил ей повторять за мной слова покаянной исповеди. Сгорбившись и опираясь на палку, она повторила несколько слов. Но внезапно выпрямилась во весь свой высокий рост, отбросила палку и пальто, взмахнула руками и твердым мужским голосом ясно и отчетливо произнесла: «Что я буду повторять за тобой! Ты вот повтори, что я скажу». И с этими словами пустилась по амвону вприсядку, хлопая в такт в ладоши и припевая: «Сыпь, сыпь, рассыпай, что рассыпешь, подбирай. Ой, люли, люли!» Это случилось так неожиданно, что я растерялся. Весь народ был в ужасе, видя как полуживая перед этим старуха начала так браво и весело плясать с припевами. Опомнившись, я быстрыми шагами подошел к ней, схватил за голову: «Именем Господним приказываю тебе, нечистый дух, замолчи». И начал читать над ней заклинательные молитвы. Эта старушка свалилась, стала хрюкать, как свинья, лаяла, как собака, наконец запела петухом. Не прерываясь, я продолжал читать. Как бы выбившись из сил, она замолчала, и, растянувшись на амвоне, начала вздрагивать, а затем сделалась, как мертвая. После этого я покропил ее святой водой и, взяв за руку, произнес: «Во имя Господне повелеваю тебе встать». Через силу поднялась горбатая полуживая старушка, и, еле двигаясь, подошла за мной на клирос к месту исповеди. «Батюшка, — сказала она, — прости меня, я не сказала тебе сначала, что я одержимая. Вот уже тридцать лет, как я страдаю от нечистого духа. Спаси тебя, Господи, ты помог мне». И утром за литургией она спокойно без посторонней помощи с благоговением подошла и причастилась Святых Таин».

А вот еще один случай. К отцу Гавриилу на исповедь подошел мужчина средних лет богатырского телосложения, и батюшка попросил его повторять вслед за собой слова покаянной молитвы. Но он не смог дочитать до конца, потому что этот мужчина схватил его, начал трясти за плечи, и громовым голосом заревел на весь храм: «Ох, беда, замучил ты меня, долгогривый. Никак не могу скрыться от тебя, везде преследуешь меня!» И, заскрежетав зубами, еще громче заревел и продолжал: «Я отомщу тебе, в порошок сотру, будешь век помнить меня!» Его неистовый крик так подействовал на всех присутствующих, что все поспешили удалиться. «Я, — говорит отец Гавриил, — не испугался и, спокойно осенив его крестным знамением, произнес: «Именем Господним приказываю тебе: замолчи, нечистый дух!» Мужчина замолчал и затрясся, как в лихорадке. Поставив его на колени, я накрыл его епитрахилью и начал читать молитвы. Во время чтения он скрежетал зубами, ворчал и вздрагивал. Наконец постепенно успокоился и пришел в себя. «Господи, благодарю Тебя, прости мои согрешения!» — из глубины души произнес он. Окропив его святой водой, я поисповедовал его. Утром этот человек причастился со всеми Святых Христовых Таин».

Некоторые случаи беснования, с которыми отцу Гавриилу пришлось столкнуться, не могут не вызывать улыбки. Одного человека бес мучил страшной тоской, толкая на самоубийство. И когда тот решился наконец пойти к отцу Гавриилу, его стали преследовать страшные видения. Бес, грозя, кричал ему: «Паршивый пролетарий, не стыдно тебе, куда идешь! К попу, и зачем?» (Это был простой рабочий). Когда он продолжал идти, за ним неотступно следовали вопли: «Рабочий класс идет к попу! Постыдись, куда ты идешь! Вернись назад, не позорь рабочий класс!» И далее: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! А ты куда идешь, ты позорно бежишь к попу! Вернись, пока не поздно, пока поп не увлек тебя в свои сети!»

Эта революция действительно была беснованием. Она была направлена на попрание всего святого. Неслучайно было столько беснующихся. А сегодня какие вопли будут сопровождать обращающихся к Церкви людей, мучимых бесами? Будут, наверное, кричать им: «Предатель, как тебе не стыдно, ты предаешь свободу, которую тебе дала демократия! Ты выбираешь Церковь? Новое поколение выбирает «пепси»! Мы знаем, что тебе нужно! Мы работаем для вас!»

Сегодняшнее беснование воистину не идет ни в какое сравнение с тем, что было тогда. Оно становится чертой нашего быта — всякое ведьмовство, колдовство, растленная реклама на улицах, по телевидению. В школах насаждается разврат, неразрывно связанный с оккультизмом. Совершается как бы черное посвящение народа, начиная с маленьких детей. Это беснование с неизбежностью приведет к еще более страшной войне против Православия, потому что сатана ненавидит Церковь. Весь смысл его существования в том, чтобы стереть ее с лица земли. И он ненавидит человека.

Какие еще испытания предстоит нам пережить? Об этом мы не должны никогда забывать. И в то же время должны помнить о силе, которую Господь дал Своей Церкви от древних апостольских времен до наших, близких к нам святых, до преподобноисповедника Гавриила, который был нашим современником, и отошел ко Господу в 1959 году. Всей Церкви Господь дал власть над бесами, всем уверовавшим в Него и крестившимся во имя Его.

Послав двенадцать апостолов, Он дает им эту силу и власть над бесами. И не только двенадцати — семьдесят с радостью возвращаются и говорят: «Господи, и бесы нам повинуются о имени Твоем!» И Он утверждает их в этом служении: «Се, даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничтоже вам вредит» (Лк. 10, 17—19). Мы понимаем, что духи повинуются апостолам и всем верным, любящим Господа, потому что имена их написаны на небесах и потому что имя Христово запечатлено в их сердцах. Потому и сказано: «Возшед на высоту, пленил плен, — избавив плененных диаволом и пленив диавола, — Господь дал дары человекам» (Еф. 4, 8).

Мы помним из Священного Писания, что Господь давал силу изгонять бесов даже тому, кто не ходил с апостолами, но совершал это именем Христовым — чтобы явить поразительную силу Своего имени (Мк. 9, 38). В конце концов нужна была Крестная смерть Господа, Его Воскресение — полная победа над силами зла, Пятидесятница, в которую родилась Церковь Христова. Пятидесятница — дар Святаго Духа. Ибо только достигшим нас перстом Божиим, силой Духа Божия могут быть побеждены духи зла.

Церковь Христова, победоносно проповедуя о торжестве Христовом над диаволом, с самого начала являет многие чудеса, изгоняя бесов из одержимых мучимых ими людей. Апостол Павел повелевает духу прорицательному, который связал служанку в Филиппах: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 16, 16—18). Из книги Деяний мы знаем об обращении ко Господу самих колдунов и магов при виде неодолимой силы Христовой. «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм».(Деян. 19, 19). Так была распространена магия в древнем мире до пришествия Христова. И сейчас, накануне Второго Пришествия, мы наблюдаем такую же картину.

Воистину Церковь наша приняла власть от Господа Иисуса Христа. Во все времена истории Церкви мы можем видеть друзей Божиих, возвещающих великую пасхальную победу Господа. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что повсюду нечистые духи изгоняются именем Христовым.

К древним святым присоединяются святые наших дней. Преподобный Силуан Афонский с именем Божиим держит свой ум во аде, и ничто не может привести его в отчаяние. Перед лицом бесов, перед лицом самого сатаны он в сердце своем хранит благодать Христа Воскресшего и свидетельствует об этой победе. И его друг, известный нам по книге «Старец Силуан», — отец Стратоник, кавказский отшельник, от жалости начинает плакать при виде человека, одержимого бесом: «Бедное создание Божие, как его мучает бес!» Он совершает крестное знамение и говорит: «Да исцелит тебя Господь Иисус Христос». И больной тотчас получает исцеление. Таким был и преподобноисповедник Гавриил.

Обратим внимание, что чудо победы над диаволом, который кажется несокрушимым, совершается не просто благодатью Божией. Да, все мы получили эту благодать Божию. В таинстве Крещения, как говорят святые отцы, Господь сходит с нами в наш ад, и каждый из нас получает власть над бесами. Но эта власть раскрывается в нас только по мере чистоты жизни, и она теряется по мере отступления нашего от этой чистоты. Поэтому в мире такое беснование — особенно если человек крещеный: сатана хочет взять свой реванш, отомстить за свое поражение и унижение.

Чем больше раскрывается в сегодняшнем мире сила зла, тем больше мы должны учиться от Господа состраданию ко всем погибающим людям. Кто-то из святых отцов сказал, что апостол Павел, призывая нас«помнить узников, как бы и мы с ними были в узах» (Евр. 13, 3), имеет в виду в том числе и тех, кто связан сатаной. Как нам достигнуть такого сострадания? В этом и заключается весь путь нашей христианской жизни. Иначе, если мы будем не в состоянии сострадать другим людям, мы сами будем побеждены сатаной. И не сразу даже осознаем и заметим это.

Много сегодня появляется таких магов, колдунов, экстрасенсов, которые пытаются связать свое чародейство с Церковью. Говорят, что будто бы священники их благословили и даже сами пользуются их услугами. Совершают свои магические заклинания перед иконами, используя молитвы, чтобы все шли к ним, а не в Церковь. Враг коварен, и он не хочет сдавать своих позиций.

В книге Деяний святых апостолов мы читаем: «Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 13—16).

Не то же ли самое произойдет, и не худшее ли, с людьми, которые кощунственно обращаются со святыней? Не то же ли самое произойдет и с теми, кто к ним приходит за помощью? Церковь говорит им сегодня: «Какое право, какую власть вы имеете повелевать во имя Его бесам, и кто дал вам эту власть? Как вы можете говорить от имени Христова, ненавидя Христа, Его заповеди и Его учение?» И тот же враг, который одолел своими искушениями, одолевает их и своим страхом.

Будем помнить, что если мы будем противостоять врагу подлинной живой верой, то он убежит от нас, как говорит апостол (Иак. 4, 7). Но если мы думаем противостоять ему одним призыванием имени Христова, как магией, то он одолеет нас. Всей жизнью нашей должны мы противостоять сатане.

Мы особо прославляем в нашем храме каждое воскресенье после Божественной литургии новых мучеников и исповедников Российских, святых царственных страстотерпцев — особенно близких дорогих нам святых. Какой подвиг они совершили? Подвиг противостояния тому беснованию, которое тогда совершалось. Святые царственные страстотерпцы были убиты беснующимися людьми, и преподобномученица великая княгиня Елисавета была убита теми же беснующимися людьми. И тысячи, миллионы людей, православных христиан, противостояли этому беснованию, и жизнью своей заплатили за это. А сегодня, когда беснование накануне кончины мира, когда совершается агония сатаны, когда он знает, что мало ему осталось времени и потому так неистовствует, мы должны быть готовы к не меньшему, конечно, подвигу, если мы не хотим быть побежденными сатаной, если мы хотим помочь тем людям, которые уже побеждены им.

Господь посылает гадаринского бесноватого в землю, где бесноватые люди, где не принимают Христа. «Бог освобождает тебя, — говорит преподобный Иоанн Лествичник,— чтобы ты других мог освобождать. И Он спасает тебя, чтобы ты мог спасать тех, кто ведом к смерти и к смерти вечной, избавлять тех, кого бес убивает. Это больше пред Богом, чем все дела и все молитвы, и все созерцания».

Поэтому мы должны идти на молитву как в сражение. В мире, где грех утверждается как норма, нам надо помнить призыв святых «даже до крови сражаться против греха» (Евр. 12, 4). Тогда «Бог мира сокрушит сатану под ногами нашими вскоре» (Рим. 16, 20). Не страшитесь зла в сегодняшнем мире. Так написано, так попущено злу раскрыться до конца, так дана диаволу на время свобода бесчинствовать в отступническом мире. Так подобает Церкви, сражаясь вместе с Господом, войти в славу Его и победить Его врагов.

Они будут вести брань с Агнцем, эти враги. И Агнец победит их, ибо Он есть Царь царствующих и Господь господствующих. И те, которые с Ним, суть званые и избранные, и верные (Откр. 17, 14).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий