Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Если мы должны судиться друг с другом — как говорит об этом Христос в сегодняшнем Евангелии, — мы должны прощать друг друга. Сколько раз? Петр хочет это знать. И мы тоже знаем предел. Должен ли я прощать семь раз? Это уже много, и это очень трудно. Однажды всему должен придти конец, даже прощению.

Если вы хотите поставить предел прощению, отвечает Христос, Бог также поставит предел милосердию. За этим пределом есть только суд Божий, и перед ним никто не сможет оправдаться. Чтобы мы хорошенько поняли это, Господь предлагает весьма впечатляющую притчу.

Один человек должен был десять тысяч талантов — сто миллионов динарий (древнеримских монет) — в миллион раз больше, чем должен был ему его знакомый. С одной стороны — громада долга, который абсолютно невозможно никогда оплатить, с другой — ничего не значащий долг в сто динарий. Каждый умоляет своего заимодавца об отсрочке, оба обещают все возместить. Один — в абсолютно безысходном положении, ибо никогда он не сможет рассчитаться.

Другой, проявив немного терпения, мог бы легко пойти своему должнику навстречу.

Господь рассказывает эту историю так, что в нас рождается гнев и возмущение поведением первого должника, которому царь простил весь его долг в своем непостижимом великодушии. Как мог он забыть об этом буквально через минуту и отнестись столь бесчеловечно и жестоко к своему приятелю, причем именно там, где он только что воспользовался благоволением другого в несравненно большей мере?

Речь идет о прощении. Долг, который мы имеем по отношению друг к другу, что он значит по сравнению с нашим долгом по отношению к Богу? Если Бог являет милосердие без границ по отношению к нам, не должны ли мы оставить мелочные счеты по отношению друг к другу и простить друг друга?

Однако у этой притчи есть секрет. Обиду, нанесенную мне, я чаще всего переживаю более скорбно, чем свой долг по отношению к Богу. Чья-то несправедливость, проявленная ко мне на работе ли, среди близких или где угодно — доставляет мне боль. Она глубоко сидит в моей памяти и постоянно выходит на поверхность. Что касается моей неблагодарности по отношению к Богу, я ее совсем не переживаю и задумываюсь о ней очень мало. Она ведет себя как должник в притче: человека, который причинил мне какую-то неприятность, я вижу, и готов порой ему отплатить, схватить его и зажать в кулак. Напротив, список моих долгов Богу невидим, он далеко, и день сведения счетов находится где-то в неопределенном будущем — так думаем мы.

Именно против этого заблуждения нацелена притча Господа. Задумаемся об этом. Если бы Бог восхотел свести с тобой счеты столь же скрупулезно, как ты со своим ближним, твой долг раскрылся бы в ужасающем виде. Как выйти из этого самообмана? Есть только один выход — простить твоего брата от всего сердца! Не один только раз, не семь, но всегда. И ты с изумлением увидишь, что твое сердце заполнят мир и радость. Ты начнешь с благодарностью понимать, что Бог являет бесконечно большую любовь по отношению к тебе, чем ты когда-либо по отношению ко всякому человеку. Только так может открыться нам свет Преображения Христова, и мы сподобимся увидеть тайну Его Креста и Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий