Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице

Сегодняшнее Евангелие — о пути ко Христу. Прежде всего мы видим Самого Христа, исцеляющего расслабленного прощением его грехов. А книжники-богословы обвиняют Господа в богохульстве за то, что Он присваивает Себе власть Божию, делая то, что может делать только Бог.

Мы знаем, что они же обвиняли Христа в безнравственности: «Почему с мытарями и грешниками Учитель ваш ест и пьет?» Посмотрите, с какими людьми Он водится. Значит, Он Сам такой. Они же обвиняют Его в отсутствии благочестия: «Почему Учитель ваш не постится?», и в осквернении храма, и в разорении субботы. Наконец они стали утверждать, что Он совершает чудеса «силою князя бесовского».

«Сей хулит, — говорят они о Христе. — Кто может прощать грехи, кроме Бога?» Они судят обо всем по себе, и потому ставят Христа на свой уровень и ниже себя. Они не радуются о добре, и потому не радуются об истине. Не могут принять тайну спасения, что Бог может явиться как человек. Не радуются о спасении страждущего человека, и потому отрицают Воплощение Божие.

Хуже всего, оказывается, учить других, а самому ничего не исполнять. Неслучайно Христос предваряет чудо исцеления вопросом: «Что легче — сказать расслабленному: прощаются тебе грехи твои или сказать ему: встань и ходи?» Для Христа сказать слово и совершить дело — одно и то же. И все любящие Бога должны устремляться к научению этому. Господь предупреждает, как опасен противоположный путь. Ненависть ослепляет, и служители Божии становятся врагами Божиими, составляя замысел убить Христа, чтобы Он не мешал им жить по их воле. А Христос, идя к Своим Крестным Страданиям, показывает нам, как чудесен путь веры и любви.

Расслабленный человек был принесен ко Христу друзьями. У них была большая вера. Они несут безнадежно больного, преодолевая все преграды. Они разбирают крышу дома, где находится Спаситель, не думая, какой они подвергают себя опасности, что скажут о них люди, как над ними будут смеяться, если после этого их друг останется неисцеленным.

Но и у болящего, наверняка, была вера. Об этом ничего не сказано в Евангелии. Но если он был в здравом уме и памяти, как позволил бы он, не имея веры, нести себя по улицам на постели, и чтобы с ним взбирались на крышу и опускали на веревках к ногам Христа! Христос говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Разве мог Христос обратиться к неверующему человеку с такими словами? Без покаяния не может быть прощения.

Но, может быть, к подлинному покаянию он пришел в самый безысходный момент и не без помощи своих друзей. Во всяком случае, он спасен и их верой. Если бы не они, он никогда не достиг бы целительного присутствия Христова. Может быть, он уже потерял всякую надежду, стал расслабленным не только телом, но и душой, безвольно подчиняясь скорбным обстоятельствам. И когда они несли его, он продолжал сопротивляться: «Зачем вы несете меня, все равно ничего не поможет!»

Нельзя никого заставить силой против его воли принять Христа. Но мы можем показать другому человеку, где и как он может найти спасение, когда он — в безысходном отчаянии. Если у нас есть друг, который не знает Христа и не хочет ничего знать о Христе, или даже враждебен ко Христу, наш христианский долг — сделать все, что от нас зависит, чтобы не дать этому человеку погибнуть. Мы должны показать его Христу — своей молитвой, своей готовностью не пожалеть никаких трудов, чтобы прежде всего самим жизнью своей приобщиться ко Христу, и ему показать Христа не словами одними. Христианство определяется именно таким отношением к другим людям.

Все делается сегодня, чтобы не просто уничтожить веру, а чтобы люди стали неспособными воспринимать тайны веры — сокровенные глубины жизни. Это утверждение греха как нормы, когда незачем уже каяться и нет нужды идти ко Христу Богу, создают страшную атмосферу, в которой явится «человек беззакония», и которой мы призваны противостоять. Господь сегодняшним Евангелием дает образ, какой должна быть наша Церковь.

Если нам все равно, что происходит с погибающими дорогими и близкими для нас людьми, и с погибающим сегодня нашим народом, то какие же мы христиане! Признак подлинного христианина — не отступать даже от отступившего от веры и пустившегося во все тяжкие человека, пока он не приведет его в присутствие Христово. Пусть, может быть, в последний момент, как говорит преподобный Силуан Афонский, кто-нибудь скажет: «А я не хочу». Наш долг — исполнить закон Христов. Потому что Христос, как мы исповедуем за Божественной литургией, «никакоже от нас отступил, дондеже возвел нас паки на небо».

Однако чтобы помогать другим, надо самим быть сильными. Как говорит апостол: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим. 15, 1, 3). Сильные — те, кто со Христом и во Христе. Если они не будут носить немощи немощных на себе, то сами станут как они. Или даже встанут на путь иудейских книжников и фарисеев.

Всякое оскорбление Бога Отца было раной для Христа, и Сам Он потерпел великое поругание. Каждый наш грех — поношение Христа. И вина этих поношений пала на Христа, когда Он сделался жертвенным приношением за наши грехи. Ничто не могло быть более противным Его естеству, ничто не могло идти более против Него, чем Ему стать грехом и клятвою за нас и принять злословия злословящих Бога на Себя. Но Он предпочел наше благо Своему покою. У всех нас есть свои немощи, но немощные более подвержены им, чем другие. И есть только одна неисцельная немощь — отвержение силы Христовой, которая заключена в Его побеждающей грех и смерть любви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Добавить комментарий