17. Отзывы паломников о посещении святых мест, связанных с именем свт. Митрофана Воронежского на Ивановской земле

Оторвавшись от суетных попечений

Вечером 14 ноября 2013 года, получив благословение в Благовещенском соборе, мы выехали из Воронежа. Мы — это ученики 3-го «А» класса православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского с родителями и классным руководителем Зоей Сергеевной. С нами также были учитель Валентина Петровна и несколько учеников 7-го класса с родителями.

По дороге мы заехали в город Задонск и во Владимирском соборе приложились к мощам святителя Тихона Задонского. Около 7 часов утра 15 ноября мы приехали в город Шую Ивановской области и пошли в Воскресенский кафедральный собор. В соборе шла подготовка к торжественной службе, посвященной прибытию ковчега с частицей мощей святителя Митрофана Воронежского, а также празднование иконы Шуйской Смоленской Божией Матери. На торжественную службу прибыли из Воронежа митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, епископ Острогожский Андрей. Прибыли также на службу епископ Шуйский и Тейковский Никон, епископ Кинешемский и Палехский Иларион. Перед ковчегом с мощами был отслужен молебен.

После службы мы посетили концерт Татьяны Петровой в городском доме культуры, посвященный православному празднику. Около 15 часов мы выехали из города Шуи и поехали в село Сергеево (Воскресенское). Здесь на крутом берегу р. Тезы расположен Воскресенско-Феодоровский монастырь. Он обнесен глухой кирпичной стеной с угловыми башнями. Внутри находятся Успенский собор, колокольня и церковь Михаила Архангела. Выехали мы около 16 часов и к 17 часам приехали в село Введенье, где находится древнейший в России Свято-Николо-Шартомский монастырь.

Место расположения монастыря очень красивое и живописное. Рядом с монастырем р. Молохта впадает в Тезу. Главными святынями монастыря считаются образ святителя Николая Мирликийского Чудотворца и икона Казанской Божией Матери. Внутри монастыря находятся храм Николая Чудотворца, Преображенская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери. Вечером мы приехали в село Дунилово, где находится Свято-Успенский женский монастырь. Здесь после вкусной трапезы мы остановились на ночлег в удобных и уютных домиках.

Утром 16 ноября мы были на службе в монастыре. На территории монастыря есть Свято-Успенский храм и храм Покрова Пресвятой Богородицы, также здесь расположена Дуниловская православная женская гимназия. После службы и трапезы мы посетили двухэтажный учебный корпус. В гимназических классах обучаются от 4 до 8 воспитанниц. Кроме основного обучения здесь обучают музыке, пению, живописи, иконописи, вышиванию.

После мы выехали в село Михайловское и около 16 часов приехали. Еще издали был виден храм — особенно высокая шатровая колокольня. Храм Михаила Архангела имеет удивительное месторасположение, что позволяет видеть его с очень большого расстояния. Внутри храма поражают своей красотой роспись на своде, главный иконостас и иконы святых. Выехав из села Михайловское, мы около 18 часов приехали в город Приволжск в Свято-Никольский женский монастырь.

Здесь, в монастыре, после службы и трапезы мы остановились на ночлег. Утром 17 ноября мы были на службе в Свято-Никольском храме, который расположен в центре монастыря. Чтимые святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Нечаянная радость», частица мощей преподобного Макария Унженского и Желтоводского, преподобного Леонтия Михайловского. После службы и трапезы нам показали учебный корпус и классы православной женской школы. Мы побывали на святом Тихвинском источнике и в купели монастыря, беседовали с игуменией Анатолией и, получив благословение, поехали в Золотниковскую пустынь.

Около 15 часов приехали в Золотниковскую пустынь, где нас встретил батюшка Лазарь — настоятель монастыря. В храме в честь святителя Митрофана Воронежского мы приложились к святыням. После трапезы и душевной беседы с отцом Лазарем и матушкой Марией мы прошли в Успенскую церковь, которую сейчас реставрируют. По промыслу Божию на глазах изменяется восстанавливаемый храм Успения Божией Матери. Получив от батюшки Лазаря мудрые, добрые наставления и благословение, мы около 19 часов вечера поехали назад домой, в Воронеж.

Не хватает слов, чтобы описать то благодатное состояние, которое возникло у нас после этой поездки. Душа словно летела, оторвавшись от суетных житейских попечений. Сердце переполнялось благодарностью к тем людям, которые помогли нам совершить это паломничество. Слава Богу за все!

Паломники из Воронежа отец и сын Высочкины

По стопам святителя Митрофана

Святитель Митрофан Воронежский (1623–1703) — выдающийся российский архипастырь, известный в церковной истории как строгий подвижник и глубокий молитвенник, как первый Воронежский святитель, ревностный и самоотверженный, как соратник Петра I, которого император горячо любил и видел в нем своего духовного наставника.

«Удивителен масштаб личности святителя Митрофана, — говорил на посвященных святому торжествах Святейший Патриарх Алексий II. — Муж «благоговейный и добродетельный, воистину праведный и святой», первопрестольник Воронежский избрал молитву за людей особенным подвигом всей своей жизни, понуждая к тому же ближайших своих сотрудников на ниве Божией — пастырей Церкви, а в лице их и всех православных христиан. Он соединил в себе чистоту архипастырского служения и гражданскую мудрость, высокую духовность и государственный ум».

Святитель Митрофан сугубо почитается не только на Воронежской земле, он включен в число чтимых святых во Владимирской, Костромской, Ивановской епархиях, является также покровителем Санкт-Петербурга. Отмечено, что святителю Митрофану оказывается особенное почтение на Святой Афонской горе. Его имени посвящено много храмов по всей России.

23 ноября преподаватели и студенты Ивановского православного богословского института святого апостола Иоанна Богослова отправились в паломническую поездку по местам жизни и служения святителя Митрофана Воронежского в Ивановской области.

Первой нашей остановкой был святой источник Митрофана Воронежского, к которому уже несколько десятилетий приезжают жители не только Ивановской области. Вода источника богата серебром. К нему трудно подойти из-за плохой дороги и полуразрушенного мостика. Сам же источник прекрасно просматривается с проезжей части: хорошо видны крест и купальня. Набрав воды и искупавшись, мы поднялись к храму Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровском.

Храм и источник находятся в 25 километрах от города Иваново. Поставлен храм на возвышенном берегу реки Молохты и издалека виден всем, кто проезжает по дороге из Иванова на Родники, Вичугу, Кинешму. Еще недавно он стоял, печально склонив крест главного и единственного уцелевшего купола. В последние годы на радость всем храм как бы начал жить заново.

Особая страница в истории храма — служение в нем иерея Михаила — впоследствии первого Воронежского епископа Митрофана.

Святой угодник Божий служил здесь до 1663 года. Предание гласит, что своих родителей — иерея Василия и Марию, а также супругу он похоронил возле этого храма…

Свою историю данная церковь ведет с незапамятных времен. Поначалу деревянная, она к 1789 году обветшала. С 1789 по 1797 годы по рекомендованному Священным Синодом типовому проекту в формах раннего классицизма с элементами барокко был построен существующий доныне храм. На фундаменте из дикого камня, выполненный в кирпиче, он стал украшением села. При храме действовали два престола: холодный — в честь Рождества Иоанна Предтечи, теплый — во имя святителя Николая Мирликийского. Были построены каменная ограда, сторожка, здание церковно-приходской школы (разрушены в советское время).

В конце XVIII–XIX веках селом владели родственники поэта Ивана Мятлева, друга Пушкина, — Иван и Евграф Петровичи Мятлевы. Прихожанами церкви, кроме жителей села Сидоровского, являлись жители деревень Парфеньево, Куликово, Рогатино, Ушаковка, Каликино, Васильевское, Велоусиха, Горбово, Исаево, сельца Спицино.

В стенах этого храма были крещены крепостные Иван и Александр Щербаковы, впоследствии — купцы 1-й гильдии, владельцы крупного хлопчатобумажного производства в Кохме, существующего доныне…

Восстановление храма началось в 1997 году, когда была зарегистрирована община, но недостаток средств не давал в полной мере осуществить восстановление памятника зодчества по проекту.

В 2010 году епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (ныне — митрополит) назначил настоятелем прихода игумена Илариона (ныне — епископ Кинешемский и Палехский). Батюшка нашел благотворителей, которые взяли на себя труд по восстановлению храма.

В 2011 году были восстановлены глава и кровля на летнем храме.

В 2012 году восстановлена колокольня, заменены все окна на пластиковые стеклопакеты.

Самым главным событием 2012 года стало освящение и подъем на колокольню шпиля с крестом.

Освятил крест митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. Почетными гостями были епископ Шуйский и Тейковский Никон и епископ Кинешемский и Палехский Иларион. Конечно же, сам Митрофан Воронежский, предстоящий пред Господом, помогает восстановлению этого храма!

Следующая наша остановка — Николо-Шартомский мужской монастырь. Он находится в нескольких километрах от села Сидоровского на реке Молохте.

О знакомстве святителя Митрофана Воронежского с Николо-Шартомским монастырем говорит письмо, написанное им в 1700 году настоятелю обители архимандриту Александру. Из этого письма, обнаруженного в архиве монастыря в середине 1830-х годов, впервые стало известно мирское имя святителя — Михаил, а также имя его сына — Иван. Письмо хранилось в обители как одна из реликвий.

Об истории монастыря нам интересно рассказали игумен Лазарь и иеромонах Тихон.

Николо-Шартомский монастырь, расположенный в девяти верстах к северу от Шуи, — один из древнейших в Суздальском уезде. Он был основан в середине XIV века. Начало обители связывается с преданием о явлении на берегу реки Шартомы чудотворного образа Николы Можайского.

Комплекс храмов монастыря включает Никольский собор, Казанскую церковь, надвратную Преображенскую церковь, колокольню, братский корпус, ограду с башнями. Настоятель монастыря — епископ Шуйский и Тейковский Никон (Фомин), наместник — игумен Филипп (Пономарчук). В Казанской церкви хранится чудотворный образ Шуйской Смоленской иконы Богородицы. В начале 1920-х годов Шартомский монастырь закрывается и в советский период предается полному разорению.

Возрождение древней обители началось в 1990 году, восстановительные работы возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин), ныне — епископ Шуйский и Тейковский. Николо-Шартомский монастырь является крупнейшим монастырем в Ивановской области, к обители приписано несколько подворий. Память об упоминаемых «нескольких годах» пребывания святого Митрофана в монастыре благоговейно чтится здесь до настоящего времени. Имя святителя стоит среди первых в списке чтимых в обители святых угодников.

Затем мы приехали в город Шую, где в Воскресенском соборе приложились к мощам святителя Митрофана. Они были привезены и подарены Шуйской епархии 15 ноября этого года митрополитом Воронежским Сергием в честь 350-летия монашеского пострига святителя Митрофана. Здесь, в Никольской церкви, находится первый придел, освященный в честь святителя Митрофана.

Далее наш путь лежал в село Антилохово Савинского района, на родину святителя. Это село древнее, получило свое название от имени святителя Амфилохия, епископа Иконийского, а по другой версии — в честь святого врача-мученика Антиоха Севастийского (IV век). На окраине села находится храмовый комплекс, в который входит Никольская церковь с колокольней и церковь вмч. Феодора Стратилата. Здесь нас встретил настоятель храма иеромонах Савва. Он рассказал нам об истории храма.

Храмы в селе расположены на его северной окраине, над лощиной. Прежний деревянный Никольский храм с приделом Феодора Стратилата, в котором служил отец святого иерей Василий и в котором крестился младенец Михаил, не сохранился. На его месте в начале XIX века был построен каменный храмовый комплекс: невысокая, вытянутая зимняя церковь в честь великомученика Феодора Стратилата (освящена в 1804 году) и рядом, к северу от нее, — завершенный в 1823 году летний храм Николая Чудотворца с шатровой колокольней — характерный памятник классицизма суздальской школы.

Храмы строились усердием прихожан, главным образом местных купцов, похороненных впоследствии в церковной ограде. От прежнего кладбища сохранились некоторые старинные надгробия, среди которых заметен гранитный памятник капитану Навагинского пехотного полка Александру Авдулину, герою наполеоновских войн, участвовавшему в формировании 3-го пешего казачьего полка Владимирского ополчения.

В 1930-х годах церкви в селе были закрыты и впоследствии разорены, церковная ограда и кладбище уничтожены. Лишь в начале 2000-х годов разрушенные храмы начали восстанавливаться, возобновилась приходская жизнь.

В церкви Феодора Стратилата находится большой старинный портрет святителя Митрофана Воронежского XIX века кисти неизвестного художника, чудом сохранившийся во времена безбожия и переданный на родину святителя из Савинской библиотеки.

Неизгладимое впечатление произвело село, показавшееся нам светлым и ласковым. От храма веяло миром, покоем, теплом.

Далее мы поехали в Золотниковскую пустынь, где Митрофан (в то время он был Михаилом) в 1663 году принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского. Святой очень полюбил тихий монастырь, желал закончить здесь свои дни и быть погребенным в стенах обители. Но по воле Господа он всю свою жизнь водительствовал другими.

В 1922 году имущество Золотниковской пустыни было реквизировано, а в 1932 году церкви бывшей обители были окончательно закрыты. К 1960-м годам все строения комплекса постепенно превратились в руины: было сломано здание братского корпуса, затем стали разбираться храмы и монастырская ограда.

Восстановление Успенской Золотниковской пустыни началось в 2008 году силами Казанского мужского монастыря (село Кузнецово), на древнем месте стало устраиваться монастырское братство. Был построен новый деревянный храм в честь святителя Митрофана Воронежского, восстановлен братский корпус. В настоящее время ведутся работы по реставрации Успенского собора. Ежедневные службы совершаются в Митрофановском храме, в церкви находится старинная икона святителя Митрофана XIX века.

Сейчас Золотниковская пустынь является подворьем Николо-Шартомского монастыря.

***

В холодный пасмурный день 23 ноября сего года Господь сподобил нас посетить святые места, где родился, жил и подвизался святитель Митрофан Воронежский.

Очень печально и прискорбно, что мало кто знает о том, что на нашей земле родился, вырос и духовно окреп святой.

Первым на пути следования был источник Митрофана Воронежского близ села Сидоровского. До него было трудно добраться: дорога раскисла от продолжительного дождя, через реку вел шаткий мосток, но мы были вознаграждены, испив святой освежающей водицы. Пропев тропарь святителю, двинулись дальше, в само село — в храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, где святитель Митрофан служил на приходе, где скончалась и была погребена его жена, где находятся могилы его родителей, где святой принял решение служить Богу в ангельском чине.

Везде нас радушно принимали. Игумен Климент с болью в сердце, со слезами на глазах рассказывал нам о печальной участи храма в советские годы и о постигшей каре за безбожные дела тех людей, которые разоряли святыню. Затем была отслужена лития на снесенном кладбище и на восстановленном надгробии на могиле родителей святителя — протоиерея Василия и матушки Марии.

Далее мы отправились в Николо-Шартомский монастырь села Введенье, где будущий святитель подвизался послушником. Здесь нас сопроводил и духовно утешил иеромонах Тихон. В Казанском храме мы приложились к чудотворной Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери.

Далее проследовали в город Шую, поклониться святым мощам Митрофана, которые теперь находятся в Воскресенском соборе. Здесь мы услышали от игумена Лазаря, сопровождавшего и организовавшего нашу паломническую поездку, что в Никольском храме, стоящем рядом с Воскресенским, к северной стороне храма в 1833 году пристроен придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Устроил его на свои средства шуйский купец Д. В. Корнилов.

По пути следования нас ждало село Антилохово, где будущий святитель Митрофан появился на свет в семье благочестивого священника, где принял Святое Крещение и назван Михаилом, где возрос и окреп будущий святитель. Здесь нас, замерзших и продрогших, встретил иеромонах Савва, обогрел в натопленном храме, рассказал об иконе святителя Митрофана, чудесным образом вернувшейся в церковь.

С пением тропарей и акафистов мы поехали в Золотниковскую пустынь, где святой принял постриг, где ему хотелось остаться и быть похороненным, но Господь призвал его на другое служение. Обитель встретила нас вкусной, сытной монастырской трапезой. Те, кто был ранее в пустыни, удивились, как быстро возрождается обитель. В храме в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, мы приложились к его иконе с частью мощей, к редкой иконе праведных Иоакима, Анны и Симеона Богоприимца. Познакомились с монахиней Марией, которая много поведала нам об обители, святынях и иконах храма.

Игумен Лазарь благословил нас иконой святителя Митрофана Воронежского, и мы, счастливые и благодарные, вернулись домой.

Преподаватели, студенты и гости Ивановского православного богословского института имени святого апостола Иоанна Богослова

***

Нам, студентам второго курса, посчастливилось участвовать в паломнической поездке по местам святителя Митрофана Воронежского. Живя в Ивановской области, мы были поражены, что есть такие святые и удивительно интересные места, от которых по сей день в душе пребывает благодать Божия. Мы благодарны организаторам поездки, батюшкам, которые нас встречали, делились глубокими знаниями о святителе.

Особенную благодарность выражаем игумену Лазарю, который организовал и договаривался с настоятелями храмов о встречах по пути следования. В Золотниковской пустыни, где отец Лазарь служит, нас угостили вкусным обедом, здесь мы познакомились с попугаем — «послушником» монастыря, который нам пел и с удовольствием ел из наших тарелок, всем было радостно, и мы почувствовали себя как в общей семье, по-домашнему. В храме Митрофана Воронежского мы приложились к иконам и мощам святых.

Р. Б. Ксения, 2-й курс ИПБИ

Митрофановский лыжный поход

11–12 февраля по благословению Тейковского благочинного протоиерея Павла Пономарева духовно-патриотический клуб «Возрождение» совершил традиционный лыжный поход. Было принято решение посвятить его памяти святителя Митрофана, епископа Воронежского, который родился, служил и принял монашеский постриг на Ивановской земле.

Эту идею поддержали директор профессионального лицея № 24 Борис Евгеньевич Кузьмин и настоятель монастырского подворья храма Успения Пресвятой Богородицы села Золотниковская пустынь игумен Лазарь (Елистратов). Батюшка стал нашим духовным наставником, помогал в подготовке похода, вселял уверенность, что все у нас получится, молился за нас. 11 февраля в 8 часов утра группа собралась в здании профессионального лицея. Борис Евгеньевич сказал напутственное слово, пожелал, чтобы мы помогали друг другу, и заверил, что весь коллектив училища будет волноваться и ждать нас. Отец Лазарь отслужил молебен, благословил нас, и мы поехали в село Антилохово. Лыжный поход проходил через Савинский, Лежневский и Тейковский районы. Всего нужно было преодолеть 35 километров.

Село Антилохово. Здесь в 1623 году родился святитель Митрофан Воронежский. Подъезжая к храму, мы уже видели, как спешит к нам навстречу батюшка Савва, приветливо улыбаясь, как бы окутывая нас своей радостью. Пригласил всех в храм Великомученика Феодора Стратилата, отслужил молебен, рассказал историю храмового комплекса и села. Затем пригласил всех в трапезную, накормил ароматным борщом, напоил горячим чаем с домашними пирогами и благословил на продолжение лыжного похода. Группа, встав на лыжи, тронулась в село Вознесенье, через села Меховицы и Польки, где, к сожалению, храмы в настоящий момент разрушены. Была группа поддержки, которая молилась и читала акафисты святым, в честь которых были воздвигнуты храмы, на протяжении всего пути.

Село Вознесенье. Это была следующая остановка лыжников на отдых. Здесь нас также встречали добрые и отзывчивые люди. Храм Святителя Николая Чудотворца был открыт и натоплен. В клубе был организован пункт питания. Обо всем этом позаботилась глава администрации местного поселения Н. Р. Пашкова. Когда тронулись из села, были уже сумерки.

Село Петровское. 20 час. 30 мин. Темно. Свято-Троицкий храм величественно стоит среди деревьев. В домах, на территории храма приветливо светят огни. Открыта калитка, а около нее стоит батюшка Серафим со своими помощниками. Волнуется, переживает за нас. Все чувствуют, что нас здесь ждут, нас здесь любят — и сразу уходит всякая усталость. Батюшка Серафим позаботился о питании, предоставил ночлег, а утром отслужил молебен, рассказал об истории храма и благословил на продолжение похода.

Село Воскресенское. На подходе к селу около деревни Колышкино нас встречала группа лыжников из Воскресенской школы. Были радостные приветствия, фейерверк. В школе нас окружили заботой директор школы О. С. Щипачев, зам. директора по воспитательной работе С. А. Морозова, глава местного поселения Н. А. Андреева. Был совместный очень вкусный обед. По поручению игумена Лазаря всем подарили иконы святителя Митрофана Воронежского. Ученики нас познакомили с историей школы и показали школьный музей. Были проведены спортивные соревнования по волейболу и теннису. Все дружно болели за команды, но везде побеждала дружба. Батюшка Алексий рассказал о храмах села Воскресенского. Время летело быстро, и нужно было отправляться в село Золотниковская пустынь.

Село Золотниковская пустынь. Здесь нас встречал наш духовный наставник — игумен Лазарь. Интересовался нашим здоровьем, настроением. Он рассказал о храмах подворья монастыря, его истории, о том, как в 1663 году здесь принял монашеский постриг святитель Митрофан Воронежский, отметил, что лыжный поход в честь святителя Митрофана Воронежского был организован впервые в Ивановской митрополии, пригласил всех приезжать в монастырь на службы, за духовными советами. Батюшка поблагодарил всех организаторов похода. В трапезной ждали празднично накрытые столы. На прощание все вместе сделали общий снимок и запустили фейерверк. Участники лыжного похода на протяжении всего пути чувствовали отеческую заботу и любовь святителя Митрофана Воронежского, его духовную поддержку и молитвенное его заступление.

Сергей Павлович Садовников

***

Наш крестный ход — это не просто километры, это путь души. Физически — очень трудно идти. Как представишь, какова дорога, что надо успеть сфотографировать всех участников, природу и не отстать; хорошо, если погода благоприятная и нет пронизывающего ветра; хватит ли сил дойти до конца — невольно страшишься, но потом идешь с Божией помощью и ощущаешь это как счастье. Ты получаешь большое духовное и телесное исцеление от греховного угрызения и понимаешь, что все это не зря, а только на пользу. Наверное, чтобы постичь, что такое крестный ход, надо самому пройти — и все станет на свои места.

Возрождая древние традиции, мы стараемся вернуть духовно-нравственные ценности, которые всегда были близки нашему народу. Хочется надеяться, что в следующем году прибавится участников лыжного похода.

Целью такого проекта является привлечение внимания общественности к местным достопримечательностям, забота о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и популяризация здорового образа жизни.

Это очень знаменательное, даже, можно сказать, историческое событие для нас. Мы должны всегда помнить о нем. Этот крестный ход — один из тех шагов, которые возвращают наши утерянные святыни.

Участники лыжного крестного похода 2014 года

назад к оглавлению

Добавить комментарий