История

zolpust111.gif

Золотниковская пустынь. Основана в первой четверти ХVII столетия иноком Ионою Головциным. Фото 1931 г. Каменева Н.В.

Успенская Золотниковская пустынь расположена в 34 верстах от г. Суздаля при перекрестке торговых (прежде почтовых) дорог из Суздаля, Юрьев-Польского и Гаврилова Посада в города Шую и Кострому.

Пустынь была основана в первой четверти XVII в. иноком Ионой Головцыным, который выстроил на земле дворцового села Лапатницы в березовом бору на речке Смердячке деревянную церковь в честь Успения Богородицы. При церкви образовался монастырь «в Березовском бору новая пустынь Успения Пресвятой Богородицы», в котором проживало 20 человек монахов. В 1632 г. царь Михаил Федорович пожаловал Успенской пустыни местность, где она находилась, и две пустоши — Березники и Смердячево. В благодарность братия монастыря устроила в 1633 г. в Успенской церкви придел в честь св. великомученика Иоанна Белгородского — небесного покровителя царевича Ивана Михайловича. В 1638 г. царевич Иван Михайлович пожертвовал в монастырь колокол, а мать его царица Евдокия Лукианова внесла свой род в монастырский синодик.

В 1642 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский с детьми Петром и Иваном пожертвовал в пустынь «по своих по родителях по рогоже соли с году на год беспрерывно», род Пожарских был внесен в монастырский синодик.

В 1651 г. игумен Никон выстроил вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви каменный холодный Успенский собор «о трех верхах» (трехкупольный) с приделом в честь того же святого. Придел помещался в алтаре Успенского собора с правой стороны, а престол его был утвержден на огромном дубовом пне. Успенский собор был освящен 29 июля 1651 г. при архиепископе Суздальском и Тарусском Серапионе.

Сменивший умершего в 1655 г. игумена Никона игумен Феоктист выстроил в 1656 г. над входными вратами пустыни церковь во имя Всех святых (освящена 2 июня 1657 г. архиепископом Суздальским и Юрьевским Филаретом), а в 1657 г. — теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 26 августа 1657 г.).

В 1663 г. в монастырь поступил из села Сидоровское Шуйского уезда вдовый священник Михаил, на 40-м году жизни был пострижен в иночество с именем Митрофан — впоследствии прославленный во святых епископ Воронежский.

st.mitrofan

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

В 1663 г. княгиня Мария Степановна Щербатова «дала по своих родителях вкладу довольно», род окольничего Тимофея Ивановича Щербатова был внесен в монастырский синодик. В 1680-х гг. московский дворянин Владимир Бастанов завещал «в дом Пресвятой Богородицы в Золотниковскую пустыню» хлеба и денег на помин своей души.

Цари Иоанн и Петр Алексеевичи и царевна Софья жаловали пустынь ризами, книгами и колоколами.

В конце XVII в. и далее Успенская пустынь в документах называется «Золотниковская пустынь» — по названию участка реки Смердячка в пределах монастыря — Золотничка.

В 1724 г. Золотниковская пустынь была приписана к суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, настоятель которой архимандрит Даниил вывез из пустыни в Спасо-Евфимиев монастырь ризницу, книги и иконы в драгоценных окладах — вклады великих государей Московских, драгоценные церковные сосуды, колокола и часы с колокольни, а также монастырские припасы: пшеницу, муку, воск, мед, масло коровье и дрова. Одновременно игумен Иосиф с братией были переведены в Спасо-Евфимиев монастырь, а для богослужений в церквях пустыни был назначен белый священник с причтом.

26 января 1726 г. по ходатайству обер-прокурора Баскакова Святейший Синод возвратил пустыни самостоятельность и предписал вернуть взятое имущество.

В 1737 г. усердием князя Симеона Ивановича Щербатова к Успенскому собору был пристроен с правой стороны теплый придел в честь Преображения Господня «на помин души» своей супруги Пелагии Андреевны, урожденной княжны Гагариной, которая и была погребена в нем.

Преображенский придел стал усыпальницей Сергея Алексеевича и Михаила Сергеевича Шереметевых, проживавших в монастыре в выстроенных ими покоях, а также Анны Аполлоновны Шереметевой. Позже в приделе богослужение не совершалось, в нем находилась ризница.

В XVIII веке к Успенскому собору был пристроен с левой стороны теплый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста и над ним — палатка, где первоначально помещалась ризница.

В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, Золотниковская пустынь была оставлена сверх штата и на своем содержании; в это время за ней числилось 20 крестьянских дворов.

В 1806 г. были выстроены двухэтажные полукаменные настоятельские кельи и каменная братская трапезная.

8 февраля 1812 г. помещик села Якимово Суздальского уезда обер-провиантмейстер граф Алексей Сергеевич Шереметев ходатайствовал перед Преосвященным Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским «в Золотниковской пустыне ветхую колокольню несколько разобрать, построить на святых вратах над церковью вновь, и вместо деревянной выстроить каменную ограду» в память своего отца графа Сергея Алексеевича Шереметева. Граф также просил продать ему ветхую деревянную церковь в селе Якимово, чтобы использовать ее для обжига кирпича для строительства. После получения разрешения строительство было начато, кирпичи делались в имении графа в с. Якимово, работы вел подрядчик крестьянин казенного села Спасское Городище Петр Алексеев. Сам А.С. Шереметев поселился в пустыни и принял иноческий постриг с именем Алексий. 22 июня 1815 г. он умер и был погребен в Преображенском приделе Успенского собора. Строительство закончил его сын Николай Алексеевич Шереметев. Над Всехсвятской церковью была построена каменная четырехугольная трехъярусная колокольня с шатровым верхом, а также каменная ограда с двумя башнями в 1820 г.

В 1859 г. при игумене Макарии усердием купца Вознесенского Посада Антона Николаевича Шодчина Успенский собор был перестроен (стал пятиглавым), обновлен, украшен и 1 июня 1859 г. освящен. А.Н. Шодчин пожертвовал пустыни евангелия и напрестольные кресты, церковную утварь, богослужебные книги. В пустынь жертвовали также потомственные почетные граждане купцы В.С. Каретников — владелец крупных мануфактур при селе Тейково, и А.В. Кокушкин и их семейства.

В 1870-х годах при игумене Вассиане усердием купца Антона Шодчина была обновлена и украшена Казанская церковь. В ней были устроены два придела — правый во имя свят. Митрофана Воронежского, левый — во имя свят. Николая Чудотворца. Под Казанской церковью и приделами были устроены трапеза для братии и странников, а также подвал, кладовые и келья для повара. В 1877 г. придел в честь великомученика Иоанна был упразднен, место дубового престола обнесено решеткой, а придельный иконостас пожертвован в новоустроенную церковь в Суздальском духовном училище.

В 1888-1889 гг. были перекрыты новым железом кровли приделов Успенского собора, в 1892 г. Казанская церковь была внутри расписана и в ней устроено духовое отопление.

В 1904 г. главы и кровля Успенского собора были окрашены медянкой, кресты позолочены, а стены выбелены известью; на колокольне крест был вызолочен, стены выбелены известью; ограда выбелена и покрыта железом.

В ризнице Успенского собора хранились древние (XVII в.) иконы Успения Богородицы и великомученика Иоанна с житием, древние царские двери, а в самом соборе за левым клиросом — икона свт. Митрофана Воронежского — точная копия образа при мощах святого в Воронеже, откуда и была доставлена 19 июля 1833 г. Под Успенским собором и рядом с ним погребалось поместное дворянство.

В Казанской церкви в иконостасе находилась Казанская икона Богородицы — чтимая в пустыни и в окрестных селениях как явленная и чудотворная.

Согласно Монастырской ведомости за 1882 г. в пустыни имелись следующие здания: двухэтажная деревянная гостиница; одноэтажный деревянный братский корпус; каменный двухэтажный братский корпус, в середине которого находилась Всехсвятская церковь с колокольней и вратами, в корпусе на втором этаже размещались классы народного училища и комната учителя, на первом — «ночлежный приют на 16 мальчиков за дальностью их домов»; два каменных погреба и каменный двор с конюшнями и хлевом; каменная рига; деревянная баня; кузница; часовня с постоялым двором.

Золотниковской пустыни в конце XIX в. принадлежали: деревянная часовня и постоялый двор из 3-х изб и служб на перекрестке дорог из Суздаля и Гавриловского Посада в Шую; земли около сельца Пантелеево, в пустоши Крутец, огородной земли в Пуховом переулке в г. Суздале; мельница «о двух поставах» на р. Сахтыш при дер. Медведева (передана Высочайшим повелением монастырю из казенного ведомства в 1798 г.), озеро Сахтыш и рыбные ловли на нем, в г. Иваново-Вознесенске пустынь владела с 1880-х годов домом, выстроенным на земле купца Гарелина.

Монастырский капитал складывался из процентов с казначейских и банковских бумаг, ренты с постоялого двора, с мукомольной мельницы при деревне Медведева, от сдачи в аренду сенокосной и пахотной земли, озера Сахтыш и огородной земли в Суздале, с молитвословных, свечных, часовенных и кружечных сборов, сборов за похоронные места и за народное училище. Монастырское хозяйство велось членами братства с помощью наемных людей, земля обрабатывалась крестьянским местным обществом за деньги. В 1905 г. на скотном дворе пустыни содержались 1 лошадь, 3 коровы и телка.

Должности настоятелей пустыни в к. XVIII—XIX вв. занимали иеромонахи Владимирского архиерейского дома и различных монастырей Владимирской губернии: Авраамий (1781-1802 гг.), Гедеон (1802-1804 гг.), Самуил (1804-1823 гг.), Илия (1823-1825 гг.), Амвросий (1825-1828 гг.), Парфений, Симон, Иона, Георгий, Макарий (1853-1860 гг.), Вассиан (1860-1873 гг.), Варнава (1873 г.), Анастасий (1873-1877 гг.), Амфилохий (1877-1879 гг.), Венедикт (1879-1881 гг.), Игнатий (1881-1882 гг.), Агафангел (с 1882 г.). В 1896 г. настоятелем пустыни значится игумен Агафангел, в 1905 г. — игумен Вениамин, в 1916 г. — иеромонах Иоанн.

В Списке братии пустыни за 1882 г. значатся: строитель иеромонах Агафангел, из крестьян, окончивший приходское училище, 38 лет; иеромонах Митрофан, из губернских регистраторов, помощник строителя, 65 лет; иеродиакон Константин, из духовного звания, 39 лет; монах Севастиан, из крестьян, 68 лет; монах Никон, отставной рядовой, 64 года; Иван Иванов Хренов, из потомственных дворян, 52 года, в должности братского повара; Афанасий Иванов Ильинский, личный почетный гражданин г. Суздаля, 21 год, при клиросном послушании.

В 1873 г. в пустыни проживало 22 человека братии, в 1882 г. — 12 человек, в 1905 г. — 28 человек (9 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников).

Ф.556 Оп.111. Д.935. Л.320-336; Оп. 108. Д.406. Л.1-34; Оп.1. Д.1293. Л.1; Д.2989. Л.1; Д.4426. Л.5-8; Смирнов А.В. Материалы для истории Владимирской губернии. Вып.4. Владимир, 1906. С.198-199; Стромилов Н. С. Успенская Золотниковская пустынь // Владимирские губернские ведомости. 1883 г., № 47, 48, 49, 50, 51, 52; 1884 г., № 1.

Современный вид

Успенская Золотниковская пустынь. Современный вид. 25.04.2014 г.

Успенский Собор. Современный вид. Фото 02.09.2014 г.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Современный вид. 07.01.2015 г.

Современный вид.25.01.2015 г.

Современный вид 25.01.2015 г.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Современный вид 12.04.2015 г.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Современный вид 08.05.2015

Современный вид. 17.06.2015

Современный вид. 17.06.2015

Современный вид 19.10.2017

2 отзыва на История

  1. Узнала новые данные о истории пустыни. На старом сайте таких сведений нет .

  2. «История» конкретная и содержательная. Побольше бы таких публикаций.
    В Золотниковской Пустыни я бываю 1-2 раза в месяц. Уютное и тихое место. Службы проводятся просто и проникновенно. Отец Лазарь — опытный священник и приветливый человек.
    Спаси Христос Золотниковскую пустынь.

Добавить комментарий