День памяти святого равноапостольного князя Владимира

Святой равноапостольный князь ВладимирЭтот сегодняшний русский праздник можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.

Святитель Николай (Велимирович)

О значении заветов святого равноапостольного князя Владимира

Празднуя сегодня 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, мы вспоминаем и величайшее событие просвещения русского народа благодатью святого Крещения. Историческое значение жития и служения великого князя Владимира столь велико, что архиепископ Аверкий (Таушев) называет день его памяти «национальной Пасхой» — избавлением от вечной смерти и власти диавола всего нашего русского народа. И недаром в этот юбилейный год мы празднуем еще одну важную для нашего народа дату — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, ставшей победой света над тьмой, правды над ложью.

Святой князь Владимир оставил нам свои заветы, запечатленные в молитве, сохраненной для нас преподобным Нестором Летописцем. Но заветом князя нам, его предкам, является и вся его жизнь — вначале страстного, неудержимого язычника, с обращением от идольской лжи к истинной вере преобразившегося и ставшего в высшей степени ревностным христианином. С преображением самого князя, его личности, началось преображение русского народа.

Своим взглядом на значение заветов князя Владимира для становления русской цивилизации поделился кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Владимирович Василик.

Русская история является своего рода чудом, и, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал». Чудесно в русской истории все, начиная с Крещения.

Чем была Русь до Крещения? По большому счету, периферией хазарского мира, который исповедовал иудаизм. Сами славяне были язычниками, в которых язычество славянское причудливо сплеталось с язычеством иранским. Всего за 8 лет до Крещения Руси, в 908 году, князь Владимир поставил кумиров на холме за теремным двором — деревянного Перуна с золотой головой, серебряными усами, Хорста, Даждь-бога и Стрибога, Симаргла и Мокошь. Отметим, что Хорст и Симаргл — это иранские боги, которых Владимир поставил, по-видимому, в угоду хазарам и хоразийцам. И приносили жертвы этим идолам, называя их богами, оскверняя холм тот и землю русскую.

И это после Крещения святой Ольги, после начала созидания храмов на Руси! Причем жертвы были человеческие. Недавно мы праздновали память святых мучеников варяга Феодора и сына его Иоанна, которых убили киевляне за то, что Феодор отказался отдать своего сына в жертву бесам.

Внимательно читая «Повесть временных лет» мы видим, как до последнего момента в душе князя Владимира зверь борется с человеком. В начале князь Владимир склоняется к вере православной под внушением некоего монаха Философа. Он отправляет посольство для испытания вер и собирается принять Крещение. И вдруг он совершенно неожиданно идет походом на христианскую Империю, на жителей Херсонеса, которые не сделали ему никакого зла. Причины этого до сих пор остаются гадательными и непонятными, несмотря на множество реконструкций. Толком ответить на вопрос, почему Владимир пошел на Херсонес никто не может, и лишь цепь чудесных событий приводит к Крещению его самого и народа русского.

Одно из этих чудес — временная слепота князя Владимира. К сожалению, это считалось агиографическим топосом, параллелью к слепоте апостола Павла. На самом деле это не так. Слепота князя Владимира засвидетельствована западными прижизненными агиографическими источниками. Может быть, слепота князя стала результатом какого-нибудь инфекционного заболевания, обычного в южных широтах. Прозрел он лишь в результате чуда, как говорится, «отверз слепоту душевную, вкупе телесную».

Для современников святого князя Владимира и следующего поколения его Крещение действительно было необычайным событием. Как говорит митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати»: «Как ты уверовал, как воспламенился любовию ко Христу, как вселилось в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к Небесному? Как взыскал Христа! Как предался Ему! Откуда повеяло не тебя благоухание Святого Духа! Не видел ты Христа, не следовал за Ним, как же стал учеником Его?»

Святой князь Владимир не слышал апостолов, не видел чудотворцев, но тем не менее, уверовал — это одно из чудес. Чудом явился и мирный характер Крещения, то, что киевляне с радостью пошли ко Днепру, говоря: «Если бы это не было хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». Это были те же киевляне, которые за несколько лет до того с оружием разбивали двор варяга Феодора.

К сожалению, некоторые современные публицисты, науськиваемые неоязычниками, считают, что слуги князя Владимира силой загоняли киевлян в Днепр. Это абсолютно невозможно, потому что киевляне в массе своей были свободными общинниками, владевшими оружием. Можете себе представить, небольшая горстка дружины князя Владимира против всего разъяренного Киева? Последствия понятны. Крещение могло быть только добровольным.

Мне скажут, а как быть с летописью Акима Корсунянина, который говорит о насильственном крещение Новгорода «огнем и мечом»? Летопись Акима Корсунянина дошла до нас только в пересказе Василия Никитича Татищева, а он был большим фантазером. Имена, употребляемые в этом источнике, например, Угоняй, Соловей, Будимир — в других древнерусских памятниках отсутствуют. Эти имена приравнивают летопись к фольклору 18 века. Соответственно, и то, что пересказывает Татищев, может быть фантазией, другими источниками не подтвержденной.

Святой князь Владимир предопределил вехи развития русской государственности, русской цивилизации. Во-первых, это единодержавие, которое он подготавливал перед своей смертью. К сожалению, Русь до этого при его жизни не доросла. Во-вторых — единство страны, пространственное и временное. В-третьих — это святость как идеал русского человека, что показал он сам, и его святые дети Борис и Глеб.Четвертое — это идеалы любви к ближним и благотворительность: князь Владимир не хотел пировать один, он всем нищим и убогим развозил со своего стола возы пищи. Первое, что он сделал в своем Уставе, так это охранил права вдовы и сироты. Князь не желал обременять киевлян и вообще русских людей расходами на Церковь, а положил на нее десятину из своих доходов, поэтому первая Успенская церковь, построенная им, была названа Десятинной.

Эти заветы: любви, духовной щедрости, благотворительности — это и есть заветы святого князя Владимира, которые пребудут в род и род.

Добавить комментарий